МИЛЯУША ХАЙРУЛЛИНА: «БЫТЬ КОМПОЗИТОРОМ И ПИАНИСТОМ – МОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО»

Уроженка Казани и героиня нашего интервью очень рано почувствовала тягу к музыке. В возрасте шести лет она уже писала пьесы для фортепиано и поражала всех знакомых своей музыкальностью.

Одаренность маленькой Миляуши разглядели педагоги, которые посоветовали родителям отдать девочку в Среднюю специальную музыкальную школу при Казанской государственной консерватории им. Назиба Жиганова. В консерватории Хайруллина училась у легендарного педагога, одного из старейших профессоров фортепианного отделения – Ирины Сергеевны Дубининой.

Сегодня Миляуша преподает в консерватории, а также пишет музыку для спектаклей, стихи и песни, участвует в творческих лабораториях и культурных мероприятиях города.

– Миляуша, Вы сами захотели заниматься музыкой или это был выбор родителей?

– Моя мама – преподаватель по классу фортепиано. Именно она привела меня в музыкальную школу в пять лет, а уже спустя год состоялся мой первый сольный концерт. Очень многие говорили, что мне надо бы учиться в спецшколе при консерватории. Но я очень любила своего педагога Лию Григорьевну Варфоломееву и не хотела с ней расставаться. Только когда меня прослушал и пригласил учиться в десятилетке директор Александр Аркадьевич Михайлов, стало ясно, что это необходимо. И, несмотря на юный возраст, я вполне по-взрослому это осознавала.

– Как Вы попали в класс легендарной Ирины Сергеевны Дубининой?

– Все получилось естественно, потому что мой школьный преподаватель Марина Юрьевна Михайлова – в прошлом выпускница Дубининой. Ирина Сергеевна часто приходила на классные и школьные концерты, следила за нашими успехами. Я уже тогда знала, что буду учиться у нее.

– Каким педагогом она была?

– Ирина Сергеевна стала самым близким человеком для меня и моей семьи. Она была мудрой, всегда поддерживала во всех творческих начинаниях, любила слушать мою музыку и считала, что быть композитором и пианистом – мое преимущество.

– В каком возрасте Вы впервые начали писать музыку?

– В шесть лет. На одном из занятий Лия Григорьевна попросила сочинить и принести на следующий урок произведение. Я написала цикл фортепианных пьес «Музыкальная шкатулка». В подростковом возрасте был период, когда сочиняла в стол и никому не показывала свои труды. Это прошло. И на первом курсе консерватории начались занятия по композиции у Елены Валерьевны Анисимовой.

– Когда поняли, что композиция – Ваше дело?

– На первом курсе я приняла участие в Международном конкурсе-фестивале молодых музыкантов имени А. Я. Эшпая. Для конкурса cочинила цикл пьес «В гостях у сказки». Председателем жюри был сам Андрей Яковлевич Эшпай, из его рук я получила первую премию. Думаю, тогда и поняла, что сочинение музыки может стать важной частью моей жизни.

– Всем композиторам дано писать песни?

– Думаю, научиться писать песни нельзя: либо есть предрасположенность к этому, либо нет. Разумеется, при желании все можно изучить и применить на практике, но естественности, органичности в художественном высказывании не будет.

– Ваши песни исполняют Эльмира Калимуллина, Эльза и Артур Исламовы. Вы начали общаться благодаря проекту «Безнең җыр»?

– Да, еще недавно я смотрела на них и думала: как было бы хорошо, если б они исполнили мои песни, мечтала познакомиться. Это осуществилось благодаря творческой лаборатории «Безнең җыр». Нас распределили на команды, в которых вместе творили поэты, композиторы и певцы Татарстана. На первом этапа работала с Эльмирой Калимуллиной, а на втором – с Эльзой Исламовой. После того как Артур услышал мои песни для Эльзы, он попросил меня написать и для него. С тех пор мы все дружим.

– Помимо песен и фортепианной музыки Вы пишете для театральных постановок…

– Впервые возможность написать музыку для репертуарного театрального спектакля мне дала Гузель Рамзилевна Сагитова (экс-директор ТЮЗ им. Г. Кариева): пригласила меня работать над спектаклем «Необыкновенные ичиги» по произведению Гаяза Исхаки. Это была удачная работа. Позднее стали поступать и другие предложения.

– Сложно было работать в новом направлении?

– Да, но все пришло с опытом. Удалось поработать с главным режиссером театра Ренатом Аюповым. Помню, как пришла на одну из репетиций: из колонок звучала моя музыка, артисты уже ставят танцы. Творческий процесс пошел. В тот момент я испытала страх и восторг одновременно.

– Вы написали музыку для спектакля «Волк и семеро козлят» в театре кукол «Экият». Поделитесь, как проходила работа.

– По сути, получился спектакль-мюзикл. Он рассчитан на самых юных зрителей. Хочу сказать, что кукольное искусство меня просто поразило. Это отдельный мир! Все песни, а некоторые из них очень непросты для исполнения, артисты поют вживую. При этом искусно управляют куклами! Удивительно!

– Недавно Вы участвовали в фестивале татарской музыки «Мирас» в качестве солистки.

– Да, исполняла Концерт для фортепиано с оркестром Рустема Яхина. Проект стал для меня ярчайшим событием! Спасибо Вадиму Робертовичу Дулат-Алееву за подаренную возможность выступить с Госоркестром РТ под управлением Александра Сладковского.

– Слышала, что Вы написали национальную оперу.

– Да, но пока рано раскрывать подробности. Это моя большая работа, которая велась последние годы.

– Что планируете осуществить в следующем сезоне?

– Надеюсь продолжать концертную и композиторскую деятельность. А также работать над продвижением моей оперы на сцену. Верю, что мою оперу услышат и увидят.

Алина РАДЖАБОВА

На главную
Яндекс.Метрика