ИЛЬГИЗ ЗАРИПОВ: «МЫ СТАЛИ БЫ ЛУЧШИМИ В РОССИИ И ЕВРОПЕ…»

С 1966 года в России каждое третье воскресенье сентября специалисты отрасли отмечают День работников леса и лесоперерабатывающей промышленности. Интернациональный профессиональный праздник пришел из Советского Союза, и сегодня его вместе с нами справляют лесоводы Беларуси, Киргизии и Украины.

История лесного хозяйства России богата и уникальна. Она неразрывно связана с лесами Татарстана. Память о главных событиях в развитии отрасли, ведущих лесоводах республики, об особенностях лесовосстановления, лесопользования, охраны и защиты леса, производства товаров из древесины, о способах взращивания семян и многое другое бережно хранится в Музее леса Министерства лесного хозяйства республики.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ

В декабре 2010 года на проспекте Хусаина Ямашева напротив парка Победы состоялось торжественное открытие нового здания Министерства лесного хозяйства Татарстана. На мероприятии присутствовали первые лица республики. Тогда, осмотрев помещения ведомства, Президент РТ Рустам Минниханов обратился к делегации: «Здесь на втором этаже должен быть Музей леса Республики Татарстан». За короткие сроки по поручению главы региона совместно с Национальным музеем РТ была разработана концепция Музея леса.

Создание экспозиции истории леса взял на себя по просьбе тогда еще министра Минлесхоза республики Наиля Магдеева заслуженный работник лесного хозяйства Татарстана, бывший замминистра, а ныне хранитель Музея леса Ильгиз Зарипов. В то время один из лучших лесоводов региона уже вышел на пенсию, или, как правильно говорить у госслужащих, в отставку. Предложение принял с удовольствием, так как, по его словам, всегда мечтал сохранить историю лесного хозяйства Татарстана, особенно память о людях, внесших несоизмеримый вклад в лесную отрасль.

– Главное направление работы музея, – говорит Ильгиз Назипович, – содействие распространению в обществе знаний о лесе, утверждению чувства национальной ответственности за сохранение, восстановление лесов и рациональное использование лесных ресурсов республики. Эти требования заложены в концепцию музея. Популяризация знаний о лесах и лесном хозяйстве Татарстана, воспитание бережного отношения к нашим лесным богатствам и ознакомление музейной аудитории с основными принципами неистощительного лесопользования – такие цели и задачи ставит перед собой музей.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ПЕТРА ПЕРВОГО

Лесничества в Казанской губернии появились в 1845 году. Тогда их было 22, для сравнения: в наши дни – 30. На карте лесов почти 200-летней давности, хранящейся в музее, так похожей по форме на территорию современного Татарстана, отмечены Чебоксарский (ныне Чувашская Республика), Царевококшайский (сегодня Республика Марий Эл) уезды, которые входили в Казанскую губернию. А вот Буинск, Бугульма, Мензелинск и Елабуга в XIX веке относились к другим губерниям. По общей площади лесов территории Казанской губернии и современного Татарстана существенно не разнятся. В 1800-е годы – 6,3 млн га, сейчас – 6,7. Лесистость в позапрошлом столетии составляла 45-50%, сейчас – 17,5% площади республики.

– Первым российским лесоводом считается Петр I, – рассказывает И. Зарипов. – Все нормативные и законодательные акты в лесном хозяйстве начинаются со времени этого великого царя. В 1718 году по его указу образовано Казанское адмиралтейство, прослужило оно 110 лет. За этот век на казанских, астраханских и нижегородских верфях построено более 400 судов различного назначения. В 1722 году Петр I был в Казани. Позже губернию посещала и великая императрица Екатерина II. Здесь она оставила свою галеру «Тверь». Из царедворцев к нам приезжал и Павел I.

Для строительства кораблей в царские времена на территории Казанской губернии было вырублено и спилено более 2 млн деревьев. Причем проводилась минусовая селекция, то есть выбирались самые лучшие деревья. В XVIII–XIX веках наши земляки внесли огромный вклад в развитие кораблестроения и развитие промышленности Российской империи.

ПЕРВЫЙ МИНИСТР ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

В 1921 году образовано управление лесами Наркомзема Татарии. Первое время руководители менялись каждые 2-3 года, чиновникам не давали возможность «засиживаться» на одном месте. «Из этой плеяды выдающийся руководитель, который внес огромный вклад в развитие лесного хозяйства республики, – Александр Александрович ГУЛЯЕВ, – вспоминает хранитель музея, показывая фотографию известного лесовода Татарстана. – Он возглавлял лесную отрасль республики с 1959 по 1984 год. Выходец из Аксубаевского района, его отец и двое дядей трудились лесничими в 20-е годы прошлого века. Участник войны, окончил Ленинградскую лесотехническую академию. Работал инженером охраны защиты леса, главным лесничим, директором Аксубаевского лесхоза. В 1959 году назначен начальником Татарского управления лесного хозяйства, а в 1979-м А. А. Гуляев стал первым министром лесного хозяйства Татарии. Годы его руководства – это время процветания. Интенсивно развивалось подсобно-промышленное производство, активно укреплялась лесная и лесохозяйственная деятельность. При нем построено много цехов по переработке древесины. Фигура уникальная, я с ним был знаком лично, под началом Александра Александровича работал 11 лет».

ЗАТОПЛЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕСОВ

Продолжая экскурсию, Ильгиз Назипович останавливается возле схемы затопления Нижнекамской ГЭС.

– В 1979 году под ложе водохранилища ушло около 25 тыс. га леса в Агрызском, Мензелинском и Актанышском районах, – констатирует заслуженный работник лесного хозяйства. – Расчистку производили по 68-ю отметку, затопили по 63-ю. За 40 лет лес, который срублен, снова восстановлен. По разным источникам, в Нижнекамское и Куйбышевское водохранилище ушло от 120 до 170 тыс. га леса. Большое количество деревьев вырубали в прошлом веке на юго-востоке республике «под нефтянку» для проведения линий электропередачи, продуктопроводов, скважин и пр., также для строительства промышленных объектов Татарстана. Сегодня, если обратить внимание при поездках по республике, на тех бедных, песчаных в основном почвах, которые перестали использоваться, лес постепенно восстанавливается. За последние 15 лет выросли естественным путем лесные насаждения около 10 и более метров высотой. Когда пролетаешь на самолете в районе Борового Матюшино, на полях хорошо заметно возобновление сосны, липы, березы, дуба. Это радует, так как 90 тыс. га дубрав вымерзло от сильных морозов в Татарстане в 1978 году (до минус 56 градусов), – рассказывает И. Зарипов.

КРУПНЕЙШИЙ В ЕВРОПЕ СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР

С особой гордостью экскурсовод рассказывает о Лесном селекционно-семеноводческом центре при ГБУ «Учебно-­опытный Сабинский лесхоз». В Музее леса он представлен в миниатюрном макете, но со всеми деталями и подсветкой. Изначальная цель создания центра – выращивание посадочного материала для создания объектов постоянной лесосеменной базы на селекционной основе.

– Это крупнейший в Европе лесной семеноводческий центр, – повествует Ильгиз Зарипов. – Ежегодно здесь выращивается 12 млн единиц посадочного материала с закрытой корневой системой. Он состоит из четырех теплиц по одному миллиону саженцев в каждой. В основном выращиваются сосна, ель европейская, лиственница сибирская и древесно-кустарниковые породы для защитного лесоразведения и озеленения. Семена высеваются в три ротации: с середины апреля – первый посев, через 1,5 месяца – следующий и последний также спустя 1,5 месяца.

20 лет назад лесоводы Татарстана выращивали до 100 млн штук стандартного посадочного материала в питомниках, тогда еще не было таких промышленных теплиц, – продолжает рассказ хранитель Музея леса. – Сажали ежегодно около 8000 га лесных культур в лесном фонде, создавали 2–2,5 тыс. га овражно-балочных насаждений на землях сельхозформирований и еще около 1000 га придорожных лесных полос. Активно последними занимались в 1990-е годы – было посажено 9000 га полос, это 9000 километров в республике.

МЕЧ КОЛЕСОВА – ЛУЧШЕЕ ОРУДИЕ ЛЕСНИКА

В настоящее время в Музее леса Татарстана хранится известный и незаменимый в работе тружеников леса меч Колесова. Громкое название инструмента связано с его формой, но не с функцией. Создана специальная «лопата» еще в конце XX века лесоводом-учителем Александром Андреевичем Колесовым. Ее предназначение – посадка сеянцев деревьев. По словам Ильгиза Назиповича, даже спустя 200 лет ничего лучшего для этих целей, чем меч Колесова, придумано не было. Помимо необычных экспонатов в музее находятся миниатюрная схема противопожарного обустройства лесов, образцы товарной продукции, палатка лесоустроителя, фотографии руководителей и династий в лесном хозяйстве республики, стол первого уездного лесничего из Баганинского лесничества, штуф песчаника со Шпицбергена возрастом 90 млн лет с отпечатками листьев деревьев, научно-техническая библиотека (более 1,5 тысячи томов) и др.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ПРОЕКТУ МУЗЕЯ…

– Если бы была возможность претворить в жизнь все задуманное, то наш музей однозначно стал бы лучшим в России и в Европе, – делает выводы И. Н. Зарипов. – Для сравнения: Российский музей леса в Москве находится в старинном двухэтажном здании. Экспозиция в нем занимает 850 кв. м, у нас площадь – 1350 кв. м. Есть где развернуться! Материала достаточно. Но, к сожалению, на данный момент проект заморожен – отсутствует финансирование. Очень надеюсь, что ситуация разрешится, ведь в Музей леса Татарстана приезжает много гостей из разных стран, школьники, студенты вузов. Нам есть что показать и чем гордиться!

Юлианна ОСИПОВА

На главную
Яндекс.Метрика