Юбилейный Шаляпинский

В рамках XL Международного оперного фестиваля им. Ф. И. Шаляпина в этом году зрители увидели наиболее яркие, масштабные постановки театра: «Пиковую даму» П. Чайковского, «Бориса Годунова» М. Мусоргского, «Травиату» и «Аиду» Дж. Верди, «Севильского цирюльника» Дж. Россини, национальную оперу «Сююмбике» Р. Ахияровой. Программу открыла премьера оперы «Тоска» Дж. Пуччини. Спектакль был показан дважды, как и премьера театрального сезона 2021–2022 годов – «Паяцы» Р. Леонкавалло. Подробнее об этих двух постановках – в нашем материале.

«Тоска»

В своем приветствии приехавшая на премьеру звезда мировой сцены Любовь Казарновская вспомнила, как 40 лет назад, еще будучи студенткой Московской консерватории, на первом фестивале в Казани она исполнила партию Татьяны в опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин». «За 40 лет фестиваль прошел такую чудесную, красивую дорогу. Здесь побывали лучшие из лучших, – отметила она. – Сорок лет разных периодов в жизни нашей страны, а были периоды очень болезненные, фестиваль жил и приглашал замечательных артистов, дирижеров, режиссеров. И все это время театр придерживается традиции великой оперы, не позволяя себе оскорблять первоисточник. Уважение к традиции – сильная сторона Шаляпинского фестиваля».

Опера «Тоска» – одна из великолепных жемчужин оперного искусства, облаченная в эмоциональную и очень глубокую музыку Джакомо Пуччини. История ее создания связана с именем актрисы Сары Бернар. Специально для нее французский драматург Викторьен Сарду написал одноименную пьесу о любви художника и певицы, которая так впечатлила молодого композитора, что он поручил своему издателю провести необходимые переговоры и получить разрешение автора на написание по его произведению оперы. Ее зритель впервые увидел в 1900 году.

Известно, что первая исполнительница роли Флории Тоски – легендарная румынская оперная певица Хариклея Даркле в процессе подготовки к премьере уговорила композитора написать для нее арию, которая бы отражала мировоззрение героини. Она сказала: «У тебя не будет настоящего успеха, если примадонна не одарит публику настоящей примадонской арией». Пуччини сопротивлялся: он считал, что действие из-за этого потеряет динамику, но потом уступил. Так появилась одна из самых знаменитых арий «Vissi d’arte» («Я живу искусством, я живу любовью»), которая более двух веков неизменно срывает аплодисменты зрителей.

«Тоска»

Интересно, что после революции 1917 года в Советской России опера подверглась переработке и получила новое название «В борьбе за коммуну». Действие происходило в Париже в 1871 году. Главной героиней стала русская революционерка Жанна Дмитриева, ее возлюбленным – коммунар Арлен, а вероломным соперником – Галифе, начальник версальских войск. Так что в истории оперы было разное, в том числе творческие эксперименты. Но, к счастью, премьерный спектакль, показанный в Казани, представляет собой классическую постановку (режиссер – Юрий Александров, музыкальный руководитель – Ренат Салаватов).

События разыгрываются в июне 1800 года на фоне реальных исторических фактов: Италия, долгое время представлявшая собой несколько независимых городов, в 1796 году подверглась вторжению французской армии под командованием Наполеона, которая в 1798 году вошла в Рим и установила там республику, ею управляли семь консулов. В 1799 году французы оставили Рим, после этого он был оккупирован войсками Неаполитанского королевства. Один из консулов стал прототипом Чезаре Анджелотти, друга главного героя – художника Марио Каварадосси, партию которого на казанской сцене проникновенно и драматично исполнил заслуженный артист России Ахмед Агади (Мариинский театр). Несмотря на опасность преследования и угрозу жизни, художник прячет раненого Анджелотти (заслуженный артист Татарстана Юрий Ившин) в своем доме и сам попадает за решетку за содействие преступнику.

Возлюбленная Каварадосси оперная дива Флория Тоска (прекрасная и грозная Елена Михайленко, «Геликон-опера») мчится ему на помощь. Но шеф полиции коварный Барон Скарпиа (его злодейский образ убедительно воплотил Эвез Абдулла, Германия) сам желает заполучить строптивую красавицу, избавившись от соперника. Противостояние коварного и могущественного Скарпии и нежной, но сильной Тоски – один из самых драматичных моментов спектакля. Именно здесь, во втором действии, звучит ее знаменитая ария «Vissi d’arte». В результате женщина наносит шефу полиции удар ножом и убивает его.

В третьем действии внимание приковано к Каварадосси, который ожидает казни. Ахмет Агади давно полюбился казанской публике. Он всегда убедителен, обладает глубоким тенором и драматическим талантом, точно попадает в образ, будь то Тукай («Любовь поэта», муз. Р. Ахияровой), Пинкертон («Мадам Баттерфляй», муз. Дж. Пуччини), Канио («Паяцы», муз. Р. Леонкавалло). Вот и в этот раз он не разочаровал зрителя, а прославленная ария «E lucevan le stell» («Как горели звезды») вызвала восторг в зрительном зале.

Как многие оперы Дж. Пуччини, «Тоска» имеет трагический финал: художника расстреливают, его возлюбленная бросается вниз с крыши замка. Драматизм ситуации подчеркивают брутальные, реалистичные декорации, созданные художником Вячеславом Окуневым.

Премьера спектакля прошла успешно. Пожелаем постановке долгой творческой жизни.

«Паяцы»

Опера Р. Леонкавалло «Паяцы» (режиссер – Юрий Александров), открывшая театральный сезон 2021–2022 годов, на фестивале выглядела интереснее, чем на премь­ерном показе, который тогда «вывез на себе» Ахмед Агади, исполнивший роль Канио. В этот раз перед зрителем предстала совсем другая Недда. Образ, созданный заслуженной артисткой Татарстана Гульнорой Гатиной, без сомнения, вызвал понимание и сочувствие зрителя – не легкомысленная актрисулька передвижного театра, а молодая женщина, не знавшая ранее любви. Накрывшее ее чувство – одновременно и счастье, и беда: она страшно боится (и не только за себя) гнева своего мужа, зная его жестокий характер.

Одна из сложнейших – любовная сцена Недды и ее избранника Тонио (его партию исполнил Станислав Трифонов, Большой театр Беларуси) в первом действии. От того, как расставлены акценты в сцене, зависит, на чьей стороне будут симпатии зрителя. Если зритель не поверит в искренность чувств главной героини в сцене с объятиями и поцелуями, то симпатии однозначно будут на стороне страдающего от коварной предательницы-жены Канио. На премьере спектакля так оно и случилось. На мой взгляд, опера от этого сильно проиграла. А вот Недде-Гатиной удалось убедить зрителя, она будто растворилась в своем чувстве, была очень органична – ни одной лживой интонации или движения. И поэтому, когда во втором действии происходит столкновение характеров главных героев – Недды и Канио, зритель сочувствует и верит им обоим. Уход от плоской черно-белой картины событий придает кипящим в спектакле страстям объема, сложности, жизненности. И трагизм финала, когда Канио убивает Недду и Тонио, еще выразительнее от невозможности их существования в одном мире. Мы увидели на сцене равных партнеров. Образы, созданные Гульнорой Гатиной и Ахмедом Агади, пронзительные в своей искренности, растопили сердца зрителей в зале. А ведь человек приходит в театр ради проникновенной силы искусства!

Юбилейный Шаляпинский закончился, подарив зрителям немало прекрасных эмоций. Участниками фестиваля стали около 40 приглашенных певцов и дирижеров, представляющих ведущие театры России: Большой, Мариинский, Михайловский, «Новая Опера», Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, «Санктъ-Петербургъ Опера», а также артисты из Белоруссии, Казахстана, Германии, Италии, Украины и Азербайджана. В рамках ставшей традиционной параллельной программы в кинотеатре «Мир» были показаны оперы «Фауст», «Дон Карлос», «Итальянка в Алжире», прошли открытые репетиции и публичные лекции об оперном искусстве. А фестивальное движение в Казани развивается дальше, разменяв пятый десяток.

«Паяцы»

«Пиковая дама»

Марина ГОРШКОВА

На главную
Яндекс.Метрика