Искандер ГАЛЕЕВ: «Мы должны свою миссию выполнить до конца»

С Искандером ГАЛЕЕВЫМ мы росли вместе: учились в параллельных классах казанской школы №18, играли в футбол на школьном поле, болели за СК им. Урицкого на трибунах Дворца спорта, были в одной студенческой компании. Ровно год назад кандидат педагогических наук, полковник милиции в отставке Галеев возглавил Институт физической культуры Поволжского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Таким образом, судьба вновь соединила нас в одном учебном заведении.

– Искандер Шамильевич, когда у Вас возник интерес к спорту и какую роль сыграл в этом Ваш отец Шамиль Хасанович – знаковая фигура в спортивной жизни Казани и Татарской АССР (заслуженный работник физической культуры РСФСР Ш. Х. Галеев работал заведующим отделом физкультуры и спорта Татарского областного совета профсоюзов, директором Дворца шахмат и шашек им. Р. Г. Нежметдинова, первым деканом факультета физической культуры КГПИ, возглавлял республиканские федерации лыжного спорта и тяжелой атлетики. – А.Н.)?

– Я родился в семье педагогов, более того, отец был одним из организаторов физкультурно-массовой спортивной работы в республике в 1960–1990-е годы, и, естественно, я приобщился к этой сфере. Спортивная тематика, строительство спортплощадок, здоровый образ жизни – все это постоянно присутствовало в нашей семье. Я, наверное, и не мог пойти по другому пути. Педагогика, образование, физкультура и спорт – все на генетическом уровне.

– Чем увлекались в детстве?

– Как у большинства мальчишек в те годы, это были футбол и хоккей. Затем волейбол и баскетбол – все мы любили, во все играли. И во дворе, и в школе, и где только находили площадку. Затем некоторое время занимался плаванием, в старших классах школы – академической греблей (в секции на старой «динамовской» базе на озере Кабан), а уже когда учился на факультете физической культуры Казанского государственного пединститута, специализировался на классической борьбе.

– Были мысли сделать карьеру спортсмена?

– Спортсменом высокой квалификации я не стал. На это были объективные причины – поздняя специализация, да и задачу такую ни сам, ни родители передо мной не ставили. К тому же, чтобы стать большим спортсменом, нужны определенные способности. Главной задачей для меня было получить здоровый организм, быть крепким, сильным, понимать содержание физической культуры и спорта в принципе и того, как в этой сфере достичь высоких результатов. По большому счету, судьба моя трудовая была уже предопределена, установку родителей я принял с удовольствием: ориентироваться в области педагогики спорта, физкультуры в школе ли, в вузе – в любом случае в системе образования.

После окончания института мне было предложено трудоустроиться ассистентом на кафедре физического воспитания, которая тогда находилась на улице Товарищеской, 5, в здании старого общежития пединститута. Я с удовольствием проработал на этой кафедре почти год – проводил занятия по легкой атлетике, другим видам спорта до весны 1982 года, а в конце весны был призван в ряды Советской армии.

– Военной кафедры в КГПИ не было?

– У нас не было, военные кафедры работали только в КХТИ, КАИ и КГУ. Служил полтора года, в двух местах – Казанском танковом училище и в учебном центре «Черноречье» под Самарой.

– Службу проходили в спортроте?

– Нет. В те годы лицам с высшим образованием предоставлялась замечательная возможность к концу срочной службы в армии последние два месяца пройти учебные сборы и получить звание лейтенанта. В те годы политическая ситуация сложилась не очень простая, офицеры требовались. Я с удовольствием принял это предложение и демобилизовался уже лейтенантом Вооруженных сил Советского Союза.

– И не вернулись на кафедру, а около 20 лет отдали системе МВД.

– Мне предложили должность инструктора по физической подготовке в обществе «Динамо». Затем, через очень короткое время, видимо проанализировав результаты моей работы, предоставили возможность перейти на аттестованную должность в систему МВД инспектором по боевой и физической подготовке. В конце 1984 года я был принят в органы внутренних дел для организации физкультурно-массовой, спортивной и специальной физической подготовки сотрудников.

Если кратко сказать о моей службе в органах внутренних дел, то я и мои коллеги обучали сотрудников – от инспектора до руководителя. Данная деятельность включала в себя организацию методических, учебных и практических занятий с личным составом органов по всем профилям – уголовный розыск, следствие, отдел кадров, медицинский отдел, хозяйственная служба. Каждый обязан быть физически развит, уметь хорошо стрелять, сдавать необходимые нормативы. Также проводились теоретические занятия по знанию приказов, требований, регламентирующих документов, связанных непосредственно с выполнением своей службы по профилю. В дальнейшем мне приходилось курировать Елабужскую школу милиции, Казанский юридический институт МВД России (ранее учебно-консультационный пункт), факультет заочного образования, который я также окончил и получил юридическое образование. То есть система подготовки кадров была в центре нашего внимания. Мы занимались не только боевой, огневой, физической подготовкой, но и всей системой профессионального образования сотрудников органов внутренних дел. Направляли кандидатов на обучение в Академию МВД СССР – это тоже входило в нашу сферу деятельности.

– В бурные и переломные 90-е годы эта система подготовки работала, наверное, в специфических условиях?

– Конечно, особенности были, и очень интересные, ведь все процессы взаимосвязаны. Развал Советского Союза и последующие события однозначно предопределили изменения в системе профессиональной подготовки в целом. Расстановка приоритетов заметно поменялась. В новых непростых условиях от сотрудника требовалась прежде всего быть более грамотным, отлично подкованным по всем направлениям – не только знать приказы и уметь их исполнять, но в большей степени владеть специальной профессиональной прикладной физической подготовкой, которая стала выходить на передний план. Особенно это стало заметно, когда министром внутренних дел России стал Виктор Федорович Ерин – наш земляк, работавший в республиканском Министерстве внутренних дел на всех самых высоких уровнях. Именно он, при поддержке тогдашнего Президента РФ Бориса Николаевича Ельцина, очень высоко поднял уровень боевой выучки личного состава. В связи с чеченскими событиями, волнениями внутри России и на границах значение профподготовки подразделений МВД на местах сильно выросло. В те годы был даже введен конкурс профессиональной подготовки руководителей. Если раньше командный состав подразделений не особо напрягался, то теперь ежегодно каждый из них должен был сдавать нормативы по самбо, плаванию, фигурному вождению автомобиля в экстремальных условиях, стрельбе. «Экзамены» сдавали все – начиная от начальника РОВД и заканчивая инспекторским составом. Понимали, что без высокого уровня профессиональной подготовки личного состава успешно решить поставленные задачи и теоретически, и практически невозможно. Поэтому тогда заметно изменилась по содержанию и сама система обучения – она стала шире, полнее, конкретнее. Мы стали отбирать тренеров со специальным образованием, как правило, мастеров спорта. Мне повезло: тот обширный материал, накопленный в ходе нашей общей работы в системе профподготовки, после окончания моей службы в МВД вылился в диссертационное исследование, которое было успешно защищено в 2003 году и принесло мне звание кандидата педагогических наук. Тема диссертации: «Организационно-педагогические условия реализации личностно ориентированного подхода в непрерывном профессиональном образовании сотрудников органов внутренних дел». Под конец службы мне посчастливилось быть почти три года заместителем председателя физкультурно-спортивного общества «Динамо» Республики Татарстан. На этой должности особо пригодились приобретенные навыки по проведению соревнований, организации физкультурно-массовой работы, объединению всех коллективов физкультуры в системе внутренних органов в единое целое для решения поставленных задач. Это тоже была большая школа, бесценный опыт, и годы, проведенные в «Динамо», я всегда вспоминаю с радостью.

– После службы в органах Вы стали работать в вузах?

– Да, в конце 2003 года. Сначала в Казанском социально-юридическом институте на должности помощника ректора, заведующего кафедрой физкультуры и ОБЖ и декана юридического факультета (так как юриди­ческое образование у меня также имелось). В 2009-м, участвуя в конкурсе на замещение должности декана факультета физической культуры Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (бывшего КГПИ), я успешно выдержал все требования и принял предложение руководства возглавить факультет, первым штатным деканом которого был мой отец. Вот так сложилось, что Шамиль Хасанович был первым штатным деканом, а я стал последним, потому что в 2011-м педуниверситет включили в состав Казанского федерального университета и на базе нашего факультета физкультуры был образован Институт физической культуры КФУ. Я возглавил этот институт, и мы работали, уверен, неплохо, до 2015-го. За эти годы из числа наших студентов вышло немало победителей и призеров крупных международных спортивных соревнований по разным видам спорта, но главная удача и победа – олимпийское золото Лондона-2012 наших выпускников Алексея Обмочаева (волейбол) и Юлии Зариповой (легкая атлетика). Для нас это доказательство того, что институт дееспособен – можем не только готовить учителей физкультуры, но и быть в числе передовых вузов по высшему спортивному мастерству. Это достижение для студентов как Нобелевская премия в области спорта. А на Универсиаде-2013 в Казани девять студентов нашего института завоевали золотые, серебряные и бронзовые медали. Девять из одиннадцати, завоеванных студентами КФУ!

– Далее в Вашей судьбе – КНИТУ (КАИ)?

– Верно. Когда Институт физической культуры КФУ был реструктурирован и объединен с Институтом фундаментальной медицины и биологии (по сути, нас сократили), я перешел на работу в Казанский авиационный институт (сейчас КНИТУ (КАИ)) доцентом кафедры физической культуры и спорта и директором спортивно-оздоровительного лагеря «Икар». В свое время я (параллельно с руководством факультетом физкультуры ТГГПУ и Институтом физкультуры КФУ) работал директором спортивно-оздоровительного лагеря «Яльчик», поэтому эта работа была мне известна и я с удовольствием четыре года проработал в КНИТУ – КАИ.

– Я хочу вернуться к Вашему отцу. Какие его качества помогают в жизни и работе?

– Шамиль Хасанович был очень требовательным к себе и к людям. Он был очень честным и всегда ставил перед собой цель, к достижению которой упорно шел. У него были мощные харизма и характер – здесь я до него однозначно не дотягиваю. Он мог объединить вокруг себя людей, убедить их, что надо поступать именно так, а не иначе. А венцом его творческой деятельности стало создание вместе с коллегами Музея спорта РТ, который сегодня носит его имя. Я очень благодарен руководству республики, что этот музей в помещении Дворца спорта увековечил память о нем.

– Каждый раз, когда поднимаюсь в Спорт сарае в комментаторскую кабину, чтобы вести матчи хоккейной команды «Ак Барс», прохожу мимо этого музея и вспоминаю Вас и Шамиля Хасановича. Знаю, что у Вас есть мысли о развитии этого музея.

– В настоящее время я работаю в Поволжском университете, что для меня и почетно, и важно, и интересно, у меня есть желание продолжить традиции отца в сфере музейного строительства. Надеюсь с помощью руководства университета расширить музей спорта, о котором мы говорили. Он был создан в 1996 году и до 2008-го активно развивался, пополнялся артефактами. Там и сейчас много современных экспонатов, но за последние 10 лет, как минимум, история спорта в РТ заметно пополнилась медалями, победами, сильными командами, успехами. Все надо проанализировать, расставить по местам, отразить достижения в экспозициях. Это надо оставить следующим поколениям, чтобы они могли гордиться прекрасной историей спортивных достижений Казани – столицы российского спорта и Татарстана, одной из самых спортивных территорий страны. Конечно, сохранение и приумножение спортивной истории, сто процентов, не могло быть без поддержки руководства республики и лично Минтимера Шариповича Шаймиева и Рустама Нургалиевича Минниханова, руководства вузов, в том числе и нашего ПГУФКСиТ – Рафиса Тимерхановича Бурганова. Если говорить о перспективах создания единого Музея спорта РТ, то надо учитывать, что уже существуют такие учреждения при профессиональных клубах, но часть их – как в «Ак Барсе», «Рубине» – находится на закрытых для посещения публики объектах – клубных базах. В этом направлении необходимо работать, и не одному человеку, а группе историков, специалистов музейного дела, ветеранов спорта под руководством Министерства спорта республики. Такое дело однозначно должно быть государственным, а не частной инициативой. У нас есть огромный материал, который необходимо привести в такое «боевое» состояние, чтобы показывать потомкам на многие годы вперед.

– Ваша нынешняя работа в должности директора Института физкультуры в профильном спортивном вузе принципиально отличается от той, когда Вы возглавляли аналогичную структуру в КФУ?

– Организационно – тот же деканат, те же ведомости, та же сессия с зачетами и экзаменами, общие подходы по контролю за организацией этой деятельности. Но и специфика есть: в институте ФК Поволжского университета готовим спортивных менеджеров, экономистов в области физкультуры и спорта, специалистов по АФК (адаптивной физической культуре), учителей физкультуры, инструкторов по спортивно-оздоровительному туризму. Очень тревожно, что в наше время почти никто не готовит специалистов по безопасности жизнедеятельности (учителей ОБЖ), а раньше готовили. Сейчас к этому идем – в программе стратегического развития института предложения прописаны, и они одобрены руководством университета. Мы ведем планомерную работу по созданию кафедры безопасности жизнедеятельности для того, чтобы школы и другие учебно-образовательные учреждения нашей республики располагали специалистами в этой области. А в целом специфика руководства институтом в Поволжском университете более широкая, многоплановая, потому что в вузе учатся заметно больше членов сборных России. Для этих спорт­сменов высшей квалификации создаем максимально комфортные условия с тем, чтобы они обучались в соответствии со своим графиком сборов, тренировок, соревнований, чтобы они могли показывать высокие результаты и прославить себя и университет. Так что здесь работы больше, она более масштабная.

– Искандер Шамильевич, мы с вами, что называется, из одной песочницы. На Ваш взгляд, нас, студентов 70–80-х годов прошлого века, и студентов нынешних можно сопоставить или точек для сравнения не осталось?

– Сравнить можно и нужно. Но наших студентов никогда ни под какие лекала не подводим, поскольку сейчас реалии другие. В наше время не было таких красивых мячей, яркой спортивной формы, тех средств связи и коммуникации, которые есть сегодня. Другое дело, все перечисленное – только внешняя форма. Куда важнее, чтобы за ней сохранилось внутреннее содержание личности. Имеется в виду патриотизм, любовь к близким и родине, ответственность за порученное дело, желание не подвести, прославить не только себя, но и свою страну, свой коллектив, свой вуз. Вот в этом направлении еще работать и работать, ведь времена поменялись и ориентиры, нравственные ценности оказались смещенными. Но как ребенка ни воспитывай в учебном учреждении, большинство вопросов все же решается в семье. Как правило, яблоко от яблони далеко не падает.

В завершение нашей беседы хотелось бы вспомнить слова одного мудрого человека, сказавшего, что мы должны в жизни своей миссию выполнить до конца. Поэтому думаю и считаю лично своим долгом, призываю к этому коллег, чтобы силы и здоровье в большей степени посвящали своим семьям, своим близким, но не забывали прославлять наш Поволжский университет. Здесь есть все условия для того, чтобы ощущать себя лучшими в этой области.

Александр НОРДЕН

На главную
Яндекс.Метрика