МУДРЕЦ С ДУШОЙ ЮНОШИ

Леониду ШТЕЙНБЕРГУ 13 сентября исполнилось бы 75 лет. В этот день тысячи людей в Набережных Челнах и республике вспоминают человека, ушедшего из жизни два года назад, но оставившего особый след в сердцах всех, кому посчастливилось дружить или работать с ним.

Даже те, кто лично не был с ним знаком, знают Леонида Даниловича как организатора Боевой комсомольской дружины (БКД) в строящемся автограде, одного из самых ярких руководителей правоохранительных органов за всю историю города, его почетного гражданина, талантливого бизнесмена, и прочая, и прочая.

Определяющим же качеством этого незаурядного человека было то, что практически всем, кого судьба с ним так или иначе сводила, он помог определиться в жизни, взяв на себя роль наставника, воспитателя, старшего товарища. Таким его и помнят семья, друзья, коллеги.

ОТЕЦ-КОМАНДИР

Он был таким с молодости – не по возрасту, а по складу характера. Именно так воспринимали его ровесники – бойцы БКД Казанского авиационного института и Набережных Челнов. Ненамного старше своих подчиненных был он в челнинском гарнизоне милиции, тогдашние сотрудники которого до сих пор называют Леонида Даниловича батей.

Он всегда думал прежде всего не о себе, а о тех, кто рядом, помогал людям бескорыстно, а добрая слава была побочным эффектом. Поэтому многие из воспитанников стали его коллегами и соратниками по жизни. Екатерина Григорьевна Новикова, начальник отдела российских перевозок ООО ТКФ «Кама-Тракс», вспоминает:

– Я смолоду работала с Леонидом Даниловичем и всему у него научилась. В конце восьмидесятых он возглавил службу пожарной охраны и превратил ее из захудалой «пожарки» в мощное подразделение с боеспособным, сплоченным коллективом. Каждого из трехсот своих бойцов Леонид Данилович как командир не только помнил по имени, но и знал его семейную ситуацию, проблемы. Ему нередко ставили в вину то, что он мог наравне с подчиненными тушить огонь на готовой обрушиться крыше. Он же делал это не из ложного геройства, а потому что знал: у молодого пожарного жена беременна, и не мог допустить, чтобы тот пострадал.

НЕ ПОДСТРАИВАТЬСЯ ПОД ЭПОХУ

В начале девяностых Штейнберг создал транспортную фирму. То был бизнес сложный, опасный, привлекательный для всякого рода преступного элемента. Леонид Данилович сумел органично вписаться в новые реалии, не поступившись при этом моральными ценностями, приобретенными за сорокапятилетний советский период. На его предприятии не прижилась расхожая фраза «Бизнес, ничего личного», подразумевающая, что участие отдельного человека ничего не решает. Руководитель декларировал совсем иной подход: надо собрать вокруг себя хороших людей, выстроить общение. Не допуская послабления дисциплины, он с огромным уважением относился к старшим по возрасту и с отцовской заботой – к младшим. На предложения штрафовать провинившихся неизменно возражал: «Штрафы – не наш метод; надо не штрафовать, а наладить работу». Результат? Многие из тех, кто начинал работать в «Кама-Тракс» тридцать лет назад, трудятся здесь до сих пор, а некоторые теперь уже вместе со своими детьми. Так, Евгений Соколов, сын советника генерального директора Татьяны Соколовой, пришел в компанию 20 лет назад. За это время он стал одним из сильнейших юристов региона, у которого можно получить полный комплекс информации по любым вопросам, касающимся автоперевозок.

Ирина Леонидовна Штейнберг, взявшая на себя нелегкое бремя руководства коллективом, подчеркивает, что в компании сформирована команда руководителей среднего и высшего звена, с которой смело можно начинать любое, самое сложное дело.

С Ириной Леонидовной мы разговариваем в кабинете генерального директора, за маленьким столиком, примыкающим к большому письменному столу ее отца, который до сих пор принадлежит только ему. «Большое видится на расстоянии» – моя собеседница улыбается и вспоминает то, что может увидеть взгляд и сохранить память только очень близкого, любящего человека:

– Сейчас я все больше понимаю уникальность его личности. Раньше детская уверенность в том, что твои родители самые лучшие, мешала объективной оценке. А когда начала в этой фирме работать (потому что в семье было принято решение: надо помочь папе!), то училась у него всему и прежде всего умению выстраивать взаимоотношения с людьми. Меня поражало то, как он, человек советского воспитания, современно мыслит. Он не дружил с техникой, пользовался простейшим кнопочным телефоном, однако формулировал настолько передовые идеи, что они могли воплотиться в жизнь только лет десять спустя. Например, в то время, когда мы готовили к аукционам тонны документов на бумажных носителях, он говорил, что торги должны быть электронными.

В свои семьдесят с лишним он не был пожилым человеком, потому что молодость – не возраст, а состояние. К нему шли и шли за советом молодые бизнесмены, футболисты, боксеры, перевозчики… Они находили у него теплое, доброе понимание. Это очень правильно: не стесняться делиться опытом с теми, кто моложе тебя. Он не поучал, а говорил: «Вот смотри, в наше время в подобной ситуации мы могли сделать так или вот эдак». У папы было какое-то удивительное ощущение будущего, помогавшее безошибочно оценить человека или обстоятельства и дать правильный совет.

ЧТОБЫ ПОТОК ЖИЗНИ НЕ ПРЕРЫВАЛСЯ

Много лет назад в «Кама-Тракс» поступил водителем простой деревенский парень без опыта. Начальник гаража пошел на принцип: «Не посажу за баранку, будет слесарить!» Но Леонид Данилович возразил: «Если не мы его научим, то кто же?!» Сегодня один из опытнейших водителей Ильфат Ибрагимов говорит: «Я с этого предприятия никуда не уйду, буду стараться, чтобы оно и в дальнейшем процветало!»

Так Штейнберг разглядел в скромном пареньке будущего водителя-аса. И это не единичный случай. Он собирал вокруг себя энергичных парней, которые могут сделать что-то полезное для предприятия, города, региона. Один из них – предприниматель Андрей Болтакс. Вот его рассказ.

– На каком-то мероприятии мы оказались рядом с Леонидом Даниловичем, и он стал расспрашивать меня, как идут дела. «Неважно, – отвечаю. – На бизнес деньги нужны, а банк просит под залог автомобиль. Да будь он у меня, просто продал бы, а не влезал в долги!» «Зайди ко мне завтра», – отвечает. На следующий день приезжаю в «Кама-Тракс», а в кабинете гендиректора уже сидит служащая банка и оформляет кредитный договор: Леонид Данилович дает в залог три автомобиля своей фирмы! Я, конечно, был потрясен: ведь я ему никто, он меня толком-то и не знал! Такой у него был подход к людям. Многим молодым предпринимателям, спортсменам он помогал просто потому, что больше некому им помочь. Впоследствии я много раз приезжал к нему за советом или поговорить за жизнь. Леонид Данилович напоминал мне отца, рано ушедшего из жизни. И он относился ко мне по-отцовски.

– В 2001 году я поступил в «Кама-Тракс», имея диплом радиотехнического факультета КАИ, но специальность логиста пришлось познавать с азов, – рассказывает заместитель генерального директора по организации перевозок Айрат Титаев. – Леонид Данилович учил меня в круглосуточном режиме, направляя мои действия десятками вопросов. Он Наставник с большой буквы, и это не лесть, а факт, подтвержденный многолетним опытом совместной работы. В настоящее время я уже сам передаю все, чему научил меня руководитель на старте моей трудовой карьеры, молодому поколению логистов. Его идеи и напутствия актуальны и сегодня. Одно из них таково: «Научился сам – на­учи следующего, чтобы поток жизни не прерывался».

На главную
Яндекс.Метрика