Камиль Самигуллин: «Ислам дал татарам силы сохраниться как нация»

В преддверии великой исторической даты – 1100-летия официального принятия ислама Волжской Булгарией – беседа с Камилем хазратом Самигуллиным, главой Духовного управления мусульман РТ, муфтием Татарстана.

– Камиль хазрат, насколько важно предстоящее 1100-летие принятия ислама для республики?

– Когда я задумываюсь над значением этой даты, я всегда задаю себе вопрос: в чем предназначение татарского народа? Всевышний создает и уничтожает целые народы и государства, одним ниспосылает несметные блага, других подвергает испытаниям. Не всем дано понять Божий умысел, но истинно верующие люди точно знают, что в каждом Его замысле есть Его знамение и мудрость. Судьба татарского народа очень непростая, иногда трагическая, но поучительная. И у меня нет сомнений в том, что Аллах не просто так поселил нас на этой земле, рядом с разными народами, в самом сердце современной России, благословил путь арабского посольства до северных границ мира. Иначе как волей Всевышнего не объяснишь совершение в средние века такого долгого и опасного путешествия. Несмотря на трудности, посольство добралось до Волжской Булгарии и выполнило свою миссию. Для чего это нужно было Создателю? Очевидно, для того, чтобы мы, современные потомки булгар, были мусульманами и служили исламу!

Есть в исламе такое понятие – «кадар», то есть предустановление. Это один из столпов исламской веры, который заключается в том, что мусульмане должны верить в божественное предопределение всех и всего. Иными словами, каждый человек рождается со своей судьбой, которую ему предначертал Всевышний, но и одновременно оставил за ним выбор в тех или иных делах. И за каждый свой выбор мы ответим в День Суда. Так вот, принятие ислама в 922 году – самый главный выбор, который сделал наш народ. Добровольный, осознанный, свободный выбор… Самый правильный за многовекую историю! Благодаря нашим предкам мы познали великую милость Всевышнего – мы стали частью уммы пророка Мухаммада, последнего посланника Аллаха во всем людском роде.

Конечно, для Волжской Булгарии официальное принятие ислама имело государственное, прагматическое значение: нашим предкам удалось расширить дипломатические отношения. Но вместе с тем ислам принес татарам высокую духовную культуру, традиции просвещения и глубочайшую нравственность, основанную на священных заповедях Всевышнего. На протяжении веков наша религия помогала нам в мирном труде и на полях сражений за Родину, дарила утешение в горести, радовала и вдохновляла… Безусловно, ислам дал татарам силы и возможности сохраниться как нация в период самых суровых испытаний, выпавших на нашу долю. Добросовестно служить исламу – вот об этом своем главном предназначении должны помнить татары. Тогда и во всех остальных делах Аллах ниспошлет нам Свою благодать.

– Каков ислам в Татарстане? Отличается ли от других регионов? Как видите развитие данной религии в нашей республике?

– Известный татарский мусульманский ученый Мухаммад Мурад Рамзи аль-Казани (переводчик великого произведения имама Раббани «Мактубат Шариф») писал в 1908 году, что «татарские имамы всегда были суннитами, матуридитами в убеждениях и ханафитами в действиях, и среди них не было тех, кто распространял нововведения». Когда меня спрашивают, что такое традиционный ислам, я всегда привожу эти слова Рамзи, потому что считаю, что это именно та версия ислама, которая была распространена на территории Татарстана и Поволжья до революции 1917 года. Революция поставила на паузу развитие всех религий. И вот сейчас после этого многолетнего духовного простоя в Татарстане мы наблюдаем возрождение ханафитского мазхаба и матуридизма в акыде, что очень важно, так как именно в ханафитско-матуридитском наследии татарского богословия мы видим истоки веротерпимости и просвещения татарской нации, мирного сосуществования и добрососедства народов разных национальностей и вероисповеданий.

Все классическое татарское богословие строилось на ханафитско-матуридитском наследии. При этом татарская богословская школа является одной из старейших и сильнейших не только в России, но и во всем исламском мире. Плеяда татарских мыслителей, таких как Марджани, Баруди, Утыз Имяни, Расули, Рамзи, Курсави, Фахретдин, Ялчыгул, – яркие звезды на небосводе мировой исламской науки, мысли и философии.

– Но это история. А какое место в исламском мире играет современная татарская умма?

– Безусловно, заметные для зарубежных исламских богословов достижения у современной татарской уммы есть. Например, ДУМ РТ поэтапно удается возрождать традиции татарского коранопечатания. Известно, что первый печатный Коран в мусульманском мире был издан в Казани в 1803 году и назывался «Казан басма». Он имел свой уникальный шрифт, благодаря которому распространился по всему миру. Это было первое издание Корана, которое впервые получило научно-богословское признание, так как соответствовало стандарту «Ар-Расм Аль-Усмани». «Казан басму» в наши дни ДУМ РТ переиздавало не раз, но только как репринт, то есть с низким качеством печати. А в конце прошлого года мы воссоздали знаменитый типографский шрифт «Казан басма» – разработали одноименный компьютерный шрифт на основе аутентичного типографского оттиска. Теперь с использованием современных компьютерных символов, сохранивших подлинный исторический облик, готовим к печати обновленное издание «Казан басма». Дело еще и в том, что, несмотря на широкую популярность «Казан басмы» в мире, среди дореволюционных ученых не прекращались споры по поводу ошибок, допущенных в издании. Поэтому в 1909 году в Казани специально для разбора недочетов и переиздания «Казан басмы» собрались несколько сот мусульманских ученых, среди которых были такие выдающиеся татарские богословы, как Ахметхади Максуди, Шайхульислам Хамиди, Муса Бигиев и др. По разным объективным причинам, в том числе из-за революции 1917 года, алимы не смогли завершить начатое, но остались труды Марджани и Бигиева об этих проблемах. Мы взяли их книги за основу и через 112 лет, в преддверии 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией, текст Куръана перенабрали заново с использованием одноименного дизайнерского шрифта, с учетом замечаний 1909 года и в соответствии с современными международными стандартами.

В целом корановедение – одно из приоритетных направлений работы ДУМ РТ. Еще одно наше достижение в этой области – перевод смыслов Корана на русский и татарский языки. Книги «Калям Шариф. Перевод смыслов» и «Кәлам Шәриф. Мәгънәви тәрҗемә» до сих пор остаются бестселлерами на мусульманском книгоиздательском рынке.

– Кстати, издательское дело тоже можно отнести к достижениям современной татарской уммы…

– Да. Издательский дом «Хузур» ДУМ РТ в 2013 году создавали для печати исламской литературы, а сегодня он является одним из крупнейших мусульманских медиахолдингов в России: здесь не только издаются книги об исламе, но и печатаются периодические издания, работают мусульманский телеканал «Хузур ТВ», радио «Азан», несколько интернет-проектов. Один из самых последних – первое татарское онлайн-медресе. Оно оказалось настолько востребованным, что можно увидеть на этом портале пользователей не только из России, но и из Европы, США, Австралии, Китая… Система исламского образования в Татарстане также относится к числу сильнейших в России. В республике сегодня работают восемь медресе, более 700 примечетских курсов, два вуза и Болгарская исламская академия, есть и дистанционные программы, и публичные лекции. У нас знания об исламе можно получить от основ до академического уровня!

– Как, по Вашему мнению, должно развиваться исламское образование?

– На сегодняшний день система исламского просвещения в Республике Татарстан содержательно сформирована и имеет многоступенчатый цикл, представленный примечетскими курсами, медресе, институтами и Болгарской исламской академией. Таким образом, в Татарстане созданы возможности для получения начального мусульманского образования и повышения уровня знаний до докторской степени.

Развивать систему исламского образования крайне важно. Веками татарские медресе для нашего народа воспитывали выдающихся деятелей, ученых, просветителей, писателей… Все самые великие сыны татарского народа, начиная от Габдуллы Тукая и заканчивая Салихом Сайдашевым и Баки Урманче, учились в мусульманских медресе! Поэтому прогрессивное будущее татар мы видим за возрождением татарских просветительских традиций. И перед современными мусульманскими учебными заведениями Татарстана поставлена задача готовить в своих стенах прослойку национальной интеллигенции – «татар зыялысы». В пяти из восьми медресе республики обучение ведется на татарском языке.

Но развитие системы исламского образования не должно сводиться только к интересам мусульман. Ведь, как правило, причинами большинства проблем, связанных с религиозным экстремизмом, становятся религиозная безграмотность населения, отсутствие компетентных знаний, сознательное искажение и превратное толкование исламских традиций и смыслов Корана. Поэтому ДУМ РТ и реализует столько просветительских проектов: образовательная инфраструктура, издательское дело, телеканал, собственные печатные СМИ, работа в социальных сетях, молодежная политика, онлайн-медресе – все эти направления работы осуществляются для того, чтобы донести до людей основы и истинные ценности нашей религии.

– Какие актуальные задачи стоят перед ДУМ РТ? Каковы пути их решения?

– К наиболее приоритетным для себя мы относим семь основных направлений: корановедение, исламское образование и наука, возрождение татарского богословского наследия, книгоиздательство, межконфессиональный диалог, социальное служение и сохранение татарско-мусульманских традиций. В каждой из этих областей ДУМ РТ является лидером среди других муфтиятов России. Например, мы на уровне научных институтов занимаемся оцифровкой старинных татарских богословских трудов. Отсканированные копии выкладываются на ресурс бесплатной электронной библиотеки darul-kutub.com для общего доступа. В ней сейчас уже можно скачать или почитать более 1300 книг, вышедших в свет до 1918 года. Очень активно мы осуществляем благотворительную деятельность: за пять лет БФ «Закят» ДУМ РТ оплатил лечение 160 детей, каждый год до тысячи малоимущих семей обеспечиваем продовольствием, организуем горячие обеды для бездомных… Особую значимость в нашей работе имеют межконфессиональные взаимодействия с Митрополией Татарстана. Мы концентрируем внимание не на различиях в наших вероубеждениях, а на общечеловеческих проблемах: падении нравственности, бездуховности, воспитании молодого поколения и т.д. Это работа, над которой нужно трудиться ежедневно. А не так, что подписали меморандум и разошлись… Совместные благотворительные инициативы, участие в официальных собраниях, проведение общих спортивных мероприятий, туристические вылазки, совместные публичные обращения поддерживают этот баланс. Кстати, нами впервые в прошлом году совершена межконфессиональная экспедиция с православными на Эльбрус. Десять дней провели в горах. Мы намаз читали, они с батюшкой по-своему молились. Вместе завтракали, преодолевали трудности, помогали друг другу… Это пример добрососедских отношений. В дальнейшем планируем, иншаАллах, продолжить начатые проекты. Аллаhка шөкер, нет никаких препятствий сегодня для того, чтобы ислам в Татарстане и в России развивался, чтобы мусульмане придерживались канонов нашей религии, получали религиозные знания и воспитывали своих детей в мусульманских традициях.

На главную
Яндекс.Метрика