Праздник большого балета

В столице Татарстана проходит Международный фестиваль классического балета им. Рудольфа Нуриева — крупнейший фестиваль балетного искусства и один из старейших в России. В рамках общения организаторов мероприятия и артистов нам удалось поговорить с двумя яркими звездами российского балета: Элеонорой Севенард и Денисом Родькиным.

Для справки. За свою историю фестиваль собрал целое созвездие выдающихся имен – артистов, хореографов, дирижеров. Ирек Мухамедов, Ульяна Лопаткина, Владимир Васильев, Надежда Павлова, Светлана Захарова, Юлия Махалина, Денис Матвиенко, Илзе Лиепа, Юргита Дронина, Матиас Эйман, Дмитрий Симкин, Фарух Рузиматов – это далеко не полный перечень звезд, в разное время принявших участие в спектаклях фестиваля.

Жизнь артиста высокого класса буквально погружена в музыку, но всегда есть свой композитор, произведения, затрагивающие особенно глубоко, вызывающие душевный резонанс.

Денис Родькин:

— Я очень люблю Чайковского, если говорить о классике. Но если речь идет о моем любимом композиторе, то, как ни странно будет звучать, это Вагнер. Мне очень импонирует его музыка. Многие говорят, что у Вагнера очень тяжелая музыка. Может быть. Я никогда не был на опере Вагнера в театре, но у меня много дисков, и я часто его слушаю. Честно могу сказать, что оперу не понимаю, как, например, многие люди не понимают балет. Видимо для того, чтобы понимать балет, надо стоять у станка и много учиться. Также обстоит дело и с другими видами искусства, и для понимания оперы надо учиться и вырасти  на ней. Поэтому считаю себя просто любителем и слушаю лишь для эстетического наслаждения.

Элеонора Севенард:

— В силу своей профессии я живу в музыке, она звучит вокруг меня каждый день. Я имею ввиду классику. Любимые композиторы — для меня сложный вопрос,  их очень много. Но, наверное, для меня как для балерины — это Чайковский. Считаю его музыку совершено гениальной и идеальной именно для балета. Очень нравится Рахманинов, часто слушаю его фортепианные концерты.

В хореографии должен сохраняться авторский текст. Даже если танцовщик что-то вносит от себя, оригинал должен быть сохранен, иначе будет невозможно сохранить великие произведения. Балет- это большой личный труд танцовщика, соединенный с авторской идеей.

Денис Родькин:

— Если брать партию Элеоноры, то отличий в видении Большого и версии, которую мы танцевали здесь, нет вообще. Но есть различие в финале. У нас хореография в редакции Григоровича. А это трагический финал, а здесь все-таки счастливый конец. Для зрителя именно отличие в этом. Вообще счастливый финал представляет собой советскую версию. Трагическое завершение – это оригинале, и к нему Юрий Николаевич  вернулся уже в современной России. И это, на мой взгляд, интереснее, это ощущается более ярко, здесь есть над чем задуматься. Как в  «Щелкунчике» — это только сон и такой прекрасный принц на самом деле никогда не появится в реальной жизни.

Элеонора Севенард:

— С течением времени хореография меняется. Меняется типаж,  форма танцовщиков,  движения. Конечно, остается  хореографический текст, он по моему мнению должен оставаться неизменным, иначе вообще может оказаться непонятным, что мы играем и что смотрят зрители. Но бывает так что технические моменты добавляют сами артисты. Собственные природные качества и способности исполнителя позволяют что-то усложнить, внести технический момент. Но это не касается самого главного – сюжета.

Вообще в каждом театре есть своя редакция, и когда мы едем в другой театр, то всегда изучаем предлагаемую  редакцию.

У каждого танцовщика есть свои кумиры, идеалы, на которых учишься, но балет это еще и большая черновая работа, каждая роль, каждый персонаж отрабатывается и оттачивается годами.

Денис Родькин:

— Для меня балет — это черная работа. Когда смотришь, то кажется, что это легко и красиво, но на самом деле — это большой труд и необходимость преодолевать даже физическую боль. И долгие годы изучения и совершенствования образа. В «Лебедином озере» я принял участие спустя пять лет после того, как Николай Цискаридзе увидел во мне принца и предложил поработать над ролью. А, например, над образом Зигфрида я работаю уже 12 лет. По другому и нельзя. Если остановится процесс совершенствования, то начнется деградация. Стоять не месте не получится. Или вверх или вниз.

Элеонора Севенард:

— Мне кажется в каждом спектакле и от каждой балерины, при внимательном изучении можно что-то взять для себя полезное. Сейчас у нас большие возможности смотреть, сопоставлять, искать важные моменты. Если говорить о Лебедином озере, то на меня большое влияние оказала Ульяна Лопаткина – прима Мариинки. Мне очень нравится прочтение Светланы Захаровой. Могу сказать, что для меня интересны работы многих балерин, но эти две, пожалуй, своего рода идеал.

Еще хочу сказать, что мы с Денисом уже не раз исполняли фрагменты из балета Лебединое озеро, но здесь в Казани впервые мозаика сложилась в единое целое, так что это была для нас самая настоящая премьера.

      Элеонора Севенард —  ведущая солистка Большого театра, русская по национальности, имеющая французские и польские корни, родилась 22 сентября 1998 года в Санкт-Петербурге. Девушка является двоюродной правнучкой Матильды Кшесинской. Заниматься девочка начала еще в детстве, после 4-го класса школы Севенард училась в Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой у Николая Цискаридзе. 

Свою биографию танцовщицы Севенард начала в 2017 году. Служила в «массовке» и небольших сольных вариациях, но быстро перешла к партиям в балете «Анна Каренина», «Нуреев», «Дочь фараона», «Драгоценности», «Щелкунчик» с Якопо Тисси, «Коппелия», «Девятый вал» Брайана Ариаса, «Кармен». Исполняла партию Никии в «Баядерке», сверстницы Принца в «Лебедином озере» и Дульсинеи в «Дон Кихоте». Выступала в Королевском театре «Ковент-Гарден» в Лондоне и на сцене «Комунале» в Болонье.

Денис Родькин. Родился 3 июля 1990 года в Москве, в семье инженера авиазавода Александра Родькина и его жены — учителя французского. Денис получил образование по классу гитары, окончив кружок при ДК «Красный октябрь». О балете Денис впервые задумался, увидев выступление Владимира Васильева в «Спартаке», что подвигло его открыть новую для себя страницу биографии. С 2015 года Родькин начал выступать со Светланой Захаровой, которая попросила Дениса станцевать «Кармен» на вечере в «Мариинке». Так началось длительное сотрудничество. Среди других известных партнеров Дениса на сцене — Анна Никулина и Анжелина Воронцова.

Как сообщает официальный сайт Большого театра, в 2016 году Родькин стал обладателем престижной премии «Бенуа де ла Данс», а на следующий год итальянский журнал «Danza & Danza» признал Дениса танцором года. В репертуаре артиста балета — партии Зигфрида и Злого гения в «Лебедином озере», Принца Дезире в «Спящей красавице», Базиля в «Дон Кихоте».

Наталья Эллер

Фото предоставлены пресс-службой театра оперы и балета им.М.Джалиля

На главную
Яндекс.Метрика