Мировая панорама современной музыки

Зульфия Асадуллина

В Казани состоялся XV Международный фестиваль новой музыки «Европа – Азия». О его миссии и роли рассказывает Зульфия АСАДУЛЛИНА, организатор фестиваля, заместитель председателя Союза композиторов РТ.

– Зульфия Гумеровна, фестиваль стал традиционным культурным событием. В чем секрет успеха?

– В первую очередь это праздник, а также свидетельство нашей культурной лояльности и открытости всему миру. Цель – дать зрителю представление о том, что звучит на известных сценах, расширить картину музыкального мира, не ограничивая ее только определенными звуковыми штампами. Кроме того, это площадка, на которой композиторы, музыканты, гости обмениваются свежим интонационным материалом. Фестиваль «Европа – Азия», идея которого принадлежит композитору с мировым именем Рашиду Калимуллину, – панорама сегодняшней музыки, звучащей с академической сцены, яркая ее демонстрация, привезенная в столицу Татарстана из разных точек планеты. Здесь участники могут показать свои возможности, что дает хорошие шансы для профессионального роста.

– В чем особенность события в этом году?

– Мы показали гостям высокий уровень исполнительского мастерства казанских музыкантов, их ответственность, нацеленность на результат. Я почувствовала невероятную сплоченность, за что выражаю огромную благодарность участникам. Потрясающее чувство – патриотизм, профессиональная честь, это единодушно подчеркнули зарубежные гости.

– Что было самым интересным?

– Самой значительной, на мой взгляд, стала мировая премьера Концерта для органа, голоса и струнного оркестра Рашида Калимуллина. Его можно было бы назвать гимном фестиваля «Европа – Азия – 2022». В нем и трагизм сегодняшних дней, и радость, и надежда.

Всего прошло пять насыщенных концертов, наполненных и академической, и легкой музыкой. В этот раз было уделено особенное внимание аутентичному фольклору, лежащему в основе любого музыкального сочинения – от песенки до сложнейшей полифонии. Композитор Ольга Дюжина, член Союза композиторов России, председатель Алтайского регионального Союза композиторов, на открытии фестиваля представила сочинение для симфонического оркестра «Возвращение Бабы-яги» из симфонической сюиты «Кащеево царство». На праздник приехали замечательные исполнители. Из Элисты композитор и дирижер Савр Катаев привез трио «Джангар», исполняющее аутентичный калмыцкий, тюркский фольклор на старинных инструментах. Виртуозная цимбалистка из Беларуси Вероника Прадед покорила зал чудесными звуками своего роскошного инструмента. Флейтистка оркестра Мариинского театра Мария Федотова показала класс игры, исполняя Концертино Александра Чайковского для флейты и оркестра. Серик Еркимбеков из Казахстана завоевал симпатии слушателей фортепианным концертом. Саяка Такахаси из Японии исполнила фортепианные миниатюры японских авторов. Выступил также квартет саксофонов под руководством Марии Беговатовой и Камерный балет Наиля Ибрагимова. Интересным оказался опыт австралийских коллег Антуана Перту и Наталии Вагнер, которые написали пьесы специально для фестиваля «Европа – Азия», взяв за основу татарские народные песни.

Новаторский шаг в этом году: один из концертов прозвучал на площадке другого форума исполнителей – «Мозаика культур», проводимого Домом Дружбы народов Татарстана. Думаю, излишне подчеркивать, что это очень символично.

Композитор Ле Ты Минь и поэт Нгуен Хыу Хоанг

– Первая и последняя нота фестиваля написаны вьетнамскими композиторами.

– С 2014 года «Европа – Азия» трижды проводился во Вьетнаме. Он был подхвачен вьетнамскими коллегами и на высоком правительственном уровне представлен на лучших сценах Ханоя. Природу этой дружбы можно объяснить ладовой общностью вьетнамской и татарской музыки, обоим народам приятна и близка интонация их национальной музыки. Кроме того, композиторы Хонг Куан До, председатель всех творческих союзов Вьетнама, Ле Ты Минь, Нгуэн Дык Чинь, Фам Хонг Ха, чья музыка звучала на трех из пяти концертов в Казани, – давние друзья фестиваля и очень любят Россию, Татарстан, Казань, нашу публику, эмоциональную, чуткую. Они счастливы сюда возвращаться. На концертах в большом составе присутствовала вьетнамская диаспора, поддерживая и поощряя своих земляков.

– Зульфия Гумеровна, несколько слов об оргкомитете…

– Большое дело невозможно сделать в одиночку. Важнейший партнер фестиваля – Казанская консерватория, так как почти все исполнители – ее выпускники или студенты. Один из концертов прошел в Органном зале консерватории, который восхитил гостей роскошным убранством и красотой. Исполнительским стержнем фестиваля стал оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной под руководством Ани Гулишамбаровой, в выступлениях оркестра сквозила ее железная воля и потрясающая концентрация. Став бойцами невидимого фронта, нам помогали сотрудники Министерства культуры республики, Дома Дружбы народов Татарстана. Слаженная и энергичная работа всех наших друзей обеспечила успех XV Международного фестиваля новой музыки «Европа – Азия – 2022».

За роялем Серик Еркимбеков, аккомпанирует оркестр
Центра Софии Губайдулиной, дирижер Анна Гулишамбарова

Анна Гулишамбарова, дирижер оркестра Центра современной музыки Софии Губайдулиной:

– Участвую в фестивале на протяжении последних десяти лет и вижу его в динамике – здесь всегда много интересного, неожиданного, познавательного как для любителей музыки, так и для профессионалов. Замечательно, что в этом году Казань посетили многие иностранные композиторы и исполнители. И, конечно, титанический труд проделан организаторами, нашим оркестром. Рада быть причастной к общему успеху.

Александра Нагорнова, ведущая концерта; Юлия Адгамова, зам. министра культуры РТ; Хонг Куан До, председатель творческих союзов Вьетнама; Рашид Калимуллин, народный артист РТ и РФ, председатель Союзов композиторов РТ и РФ

Хонг Куан До, председатель творческих союзов Вьетнама:

– Я получил образование в Московской консерватории, пишу музыку, работаю профессором композиции в Ханойской консерватории. На казанский фестиваль мы привезли произведения четырех композиторов. Первое – романс для голоса Ле Ты Миня, который в качестве эпиграфа к фестивалю исполнила Татьяна Головкина, второе – обработка народных песен для гитары – прозвучало в исполнении Фам Хонг Ха. Мы также показали струнный квартет Нгуэна Дык Чиня, а я привез поэму для оркестра под названием «Эхо», написав ее в память о героях, погибших в войне с американцами (война в 1960–1975 гг. в Южном Вьетнаме. – Ред.). Прошедший фестиваль для меня пятый – приятно увидеть коллег из разных стран. В Татарстане замечательная атмосфера и очень внимательная публика. Спасибо, Казань!

Наталья Эллер

На главную
Яндекс.Метрика