Строительство М-12 подорожало и ускорилось

Решение о строительстве новой скоростной федеральной дороги М-12 Москва – Казань было принято в 2019 году. Трасса вошла в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Дорога протяженностью 810 км объединит пять регионов: Подмосковье, Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашию и Татарстан.

Подготовительные работы начались в 2020 году, а в мае 2021-го на технологических участках были уложены первые метры асфальта. Сегодня на всем протяжении магистрали ведутся строительные работы.

Стоимость трассы Москва – Казань выросла с первоначальных 630 до 820 млрд рублей. Одновременно на год сократились сроки сдачи в эксплуатацию этого отрезка транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай. Движение по нему должно быть запущено уже в 2023 году. А первый участок М-12 Москва – Казань, который соединил два «кольца», Московскую центральную кольцевую автодорогу и Московское большое кольцо, Президент России Владимир Путин открыл по видео­связи уже 8 сентября.

Напомним, что из 810 км будущей скоростной трассы М-12 Москва – Казань 142 км находятся на территории Татарстана. Этот отрезок включает в себя часть седьмого (82 км от трассы А-151 до трассы Р-241) и весь восьмой (южный обход Казани от трассы Р-241 до перемычки «Шали – Сорочьи Горы» длиной 70 км) этап строительства. На них предусмотрено возведение 76 искусственных сооружений – мостов и путепроводов.

Еще в середине лета глава республики Рустам Минниханов вместе с вице-премьером России Маратом Хуснуллиным ознакомился с ходом строительства М-12 на татарстанском участке, в частности с возведением моста через Волгу недалеко от поселка Боровое Матюшино. А затем, после рабочего совещания, Хуснуллин, который ранее докладывал Президенту России, что «все идет по графику», поставил строителям задачу ускорить темпы работ.

Казалось бы, сокращение сроков прокладки скоростной трассы, которая позволит добраться от Казани до Москвы на автомобиле почти вдвое быстрее – за 6,5 вместо 12 часов, – можно только приветствовать. Однако среди жителей нашей республики нашлось немало таких, которые высказали недовольство по этому поводу министру транспорта и дорожного хозяйства РТ Фариту Ханифову, который в конце июля выступил в прямом эфире интернет-программы #ТатарстанОнлайн.

Дескать, татарстанцы ждут не дождутся новых качественных автобанов, но многие из них, особенно сельчане, далеко не в восторге от того, какими стали местные и региональные дороги, по которым дорожные строители доставляют песок, бетон и щебень. Только в зоне строительства М-12 протяженность таких участков составляет около 250 км.

– Они быстро приходят в негодность, потому что конструкция дорожной одежды не рассчитана на такое интенсивное движение, грузы, – объяснил природу проблемы министр. – Решение такое: каждый подрядчик содержит дорогу в удовлетворительном состоянии, чтобы жители и строители могли по ней безопасно передвигаться. После окончания стройки все дороги будут капитально отремонтированы, а до тех пор придется потерпеть.

Ну а вишенкой на торте стало то, что главный дорожный строитель республики допустил бесплатный проезд по платной автодороге М-12 для жителей Татарстана. Правда, сразу оговорился, что не обязательно это будет, но технически такой вариант возможен.

– Если машина занесена в соответствующий реестр и позволено проезжать какую-то часть дороги как местному жителю бесплатно, платеж не придет вообще, – пояснил свою мысль министр и сообщил, что госкомпания «Автодор» начнет обкатывать варианты оплаты на участках трассы М-12 в следующем году.

Он утверждает, что на М-12 не будет шлагбаумов и барьерных пунктов оплаты. Деньги за проезд с водителей станут списывать автоматически по номеру автомобиля, что позволит не снижать скорость потока. То, что он заезжает на платную трассу, человек за рулем будет понимать только по дорожным знакам. Какую плату станут взимать за проезд по М-12, пока неизвестно.

– За заказчика и хозяина дороги я говорить не могу, – развел руками Фарит Ханифов. – Но, когда начинался разговор, назывались цифры в два рубля за километр.

19 августа вице-премьер РФ Марат Хуснуллин лично проинспектировал ход стройки трассы М-12 в Татарстане. Перед этим в штабе строительства моста через Волгу он провел выездное совещание, на котором объявил о дополнительном выделении 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния на строительство трассы Москва – Казань.

– С большим трудом нам удалось решить вопросы с финансированием, поступила часть его, часть поступит буквально на днях. Вчера председатель (Правительства РФ) подписал распоряжение об утверждении паспорта объекта. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, такое решение принято, деньги мы получим, деньгами будем обеспечены. Плюс – у нас также вчера подписано распоряжение о выделении денег на обход Твери – 150 миллиардов, и 260 миллиардов на трассу Казань – Екатеринбург, – объявил он участникам совещания, в числе которых были Премьер Татарстана Алексей Песошин, глава Миндортранса РТ Фарит Ханифов, руководитель «Рос­автодора» Роман Новиков и гендиректор АО «ДиМ» Владимир Власов.

После совещания Марат Хуснуллин пообщался с журналистами.

– Мы приняли вчера выделение дополнительного финансирования: раз мы на год раньше дорогу строим, значит, нам и деньги нужны раньше, – подчерк­нул он. – Вчера решения были приняты, поддержаны Президентом Владимиром Путиным.

Вице-премьеру доложили, что за последний месяц к строительству трассы присоединились более 7 тысяч человек и их общее число достигло 28 тысяч. Задействовано около 8 тысяч единиц техники. При общей протяженности трассы М-12 Москва – Казань в 810 км на 500 км уже уложены слои асфальтобетона.

Ведущий специалист отдела строительства и реконструкции «Автодора» Константин Сорокин сообщил, что на мостовом переходе длиной 3362 метра и шириной 25 метров предусмотрено возведение 28 опор, из которых 8 уже построены. Полная высота опор достигнет 50 метров, а от уровня воды они поднимутся на 37 метров. При этом с левого берега Волги высота опор уменьшается, а с правого – возрастает.

– Такой рельеф местности, – объяснил строитель. – Правый берег крутой, а левый – пологий.

По его словам, на тот момент готовность надвижки конструкций моста составила 23%, а ее средняя скорость – 3 метра в час, поскольку работа на мосту идет круглосуточно. Из почти 4 тысяч человек и более 900 единиц техники, задействованных на восьмом этапе строительства, на мостовом переходе работает свыше 2 тысяч строителей и 300 единиц техники. Мост должен быть частично открыт для движения автотранспорта до конца 2023 года, а окончательно введен в эксплуатацию во втором квартале 2024-го.

– В 2024 году мы должны иметь полноценную трассу. Никогда за всю историю российского строительства за два с половиной года не строили такого уровня трассы. Никогда! – подчеркнул Марат Хуснуллин, подводя итоги своей инспекции. – Но вот сейчас по М-12 мы видим, что получается, хотя это тяжело, не просто так, нелегкая задача. Четыре участка идут с опережением, четыре – либо в графике, либо с небольшим отставанием. Но базово мы видим перспективу закончить участок в 2023 году, а в 2024-м полноценно довести дорогу до Екатеринбурга.

8 сентября Президент России Владимир Путин по видеосвязи открыл первый участок трассы М-12 Москва – Казань протяженностью 23 км, который соединяет ЦКАД и Московское большое кольцо (Орехово-Зуево). Трансляцию церемонии вела пресс-служба Кремля в своем телеграм-канале.

– Сегодня мы открываем сразу несколько новых протяженных участков автомобильных дорог в Московской, Свердловской и Челябинской областях. В том числе на территории Московской области вводим в строй первый участок строящейся автомагистрали М-12 Москва – Казань и тем самым, по сути, даем старт работе этой значимой трассы, – сказал глава государства. – Напомню, согласно планам до конца 2024 года должно быть завершено создание трассы Москва – Казань – Екатеринбург. В итоге с учетом уже действующей автодороги «Нева» время в пути от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга сократится почти в два раза – с 31 до 17,5 часа. Подобные скоростные, хорошо оборудованные автотрассы имеют огромное стратегическое значение для нашей страны. Они содействуют привлечению инвестиций и наращиванию экспорта, помогают лучше раскрыть потенциал прилегающих к ним территорий, положительно отражаются на всей национальной экономике, качестве жизни людей.

– Вперед! – открыл движение по новым участкам дорог Президент России.

Отметим, что стоимость проезда по 23-километровому участку от ЦКАД до Орехово-Зуево составит 89 рублей для легковых автомобилей I категории и 267 рублей для грузовых IV категории круглосуточно.

Вадим СЕРГЕЕВ,
фото t.me/mkhusnullin

На главную
Яндекс.Метрика