#StagePlatforma: в поисках идентичности

Ноябрьские праздники в Казани ознаменовались ярким событием – V Фестивалем современного балета #StagePlatforma. Проект, родившийся пять лет назад как частная инициатива танцовщика Олега Ивенко, прошел огромный путь: от небольшой сцены Дома актера имени М. Салимжанова до главной академической балетной площадки Татарстана, завоевав зрителя и заняв уникальное место в культурной повестке республики. Мероприятие состоялось при поддержке Министерства культуры РТ, Президентского фонда культурных инициатив и Татарского государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.

За прошедшие пять лет фестиваль посетили десятки приглашенных артистов и хореографов, и этот год не стал исключением – 12 премьер концертных номеров (в том числе мировых) подготовили организаторы для зрителей. Танцевальное искусство в стиле неоклассики, контемпорари и модерн показали артисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Астаны, с неожиданной пластической стороны открылись артисты нашего театра. Как добрых друзей казанцы встретили постоянных участников – Владимира Варнаву (Санкт-Петербург), Александра Могилева (Москва), Олега Габышева (Театр балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург). Фестиваль представил обширную образовательную программу: мастер-классы от гуру современной отечественной хореографии, а также лекции.

Настоящим триумфом можно назвать премьеру одноактного балета «Личности Миллигана» на музыку Эльмира Низамова, либретто и хореография Олега Габышева. «Идея его создания родилась летом 2020 года, в самый разгар пандемии, – рассказал нашему изданию идейный вдохновитель и художественный руководитель фестиваля, а также исполнитель главной партии в спектакле Олег Ивенко. – Изначально думали создать монобалет. Мой хороший друг, замечательный танцовщик и хореограф Олег Габышев предложил сделать постановку о феномене Билли Миллигана (один из самых известных людей с диагнозом «множественная личность». – Ред.). В процессе работы «моноспектакль» превратился в развернутый балет с участием нескольких персонажей – решили перенести на сцену несколько личностей Миллигана, самых адекватных, веселых, классных, задорных. Олег написал собственное либретто, и мы воплотили в жизнь свою фантазию. Мы хотели показать, что происходит с человеком, которому не дают любовь с самого детства. Наш спектакль – о ценности семьи и заботы друг о друге. О том, как трудно человеку быть собой. Мне интересно как зрителю посмотреть, что получилось, но, к сожалению, не могу – я танцую».

Действительно, история Билли Миллигана в спектакле – исключительно рамочная, где нет привязки к достоверности, а есть попытка творческого поиска в решении целого спектра проблем современного мира: от детских травм, одиночества человека до кризиса института семьи. В реальности Миллиган в конце 1970-х годов был обвинен в нескольких преступлениях, но затем оправдан и направлен на психиатрическое лечение. Врачи выявили у пациента 24 «личности»: женские и мужские, взрослые и детские. Причинами подобного психического расстройства доктора считают тяжелые эмоциональные травмы или применение физического насилия в ранние годы. В случае с Миллиганом это могло быть грубое отношение к нему со стороны отчима. Собственно, действие спектакля – маленькая история из юности Миллигана, когда формировалась его болезнь, но, повторюсь, она лишь повод, чтобы выйти за рамки данной биографии и поразмышлять, например, о возможностях человеческого мозга и его способности генерировать множество миров и реальностей. Ведь это свойственно не только безумцам, но и гениям.

Балет поставлен в жанре психологического триллера. Олег Габышев признался, что хореография спектакля рождалась под впечатлением музыки и в тесном взаимодействии с артистами: «Я как хореограф опирался на их индивидуальности. Творческий процесс шел довольно гладко, несмотря на напряженный поиск. Этому способствовал высокий уровень исполнителей». Кроме самого Билли, в спектакле представлены еще несколько «личностей» Миллигана: нежная Аделана (Ксения Шевцова, Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), сильный Рейнджер (Вагнер Карвальо, ТАГТОиБ им. М. Джалиля), бойкий и уверенный Ален (Георги Смилевски-младший, Московский музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), задорный подросток Дэйв (Александра Елагина, ТАГТОиБ им. М. Джалиля). Все они появляются в момент отчаянья героя, когда Билли подавлен грубостью и жестокостью отчима (Антон Полодюк, ТАГТОиБ им. М. Джалиля). Поначалу он боится, не понимая, откуда они взялись, но вскоре это проходит. «Личности» спасают его от отчаяния и беспомощности, придают Билли уверенности, решительности, настраивают на сопротивление и борьбу. И в очередной раз, когда отчим появляется в комнате, «личности» набрасываются и скручивают его. Потом один за другим исчезают, а Билли остается один, не понимая, что сделал и он ли это сделал.

Георги Смилевски-младший, комментируя свое участие в спектакле, отметил, что постановка позволила ему найти неординарные артистические грани. «Для меня новой была хореография Олега Габышева, с которой ранее не сталкивался. У него, как у каждого хореографа, специфический язык, который необходимо освоить. Что же касается драматической части, то Олег так подобрал артистов, что каждому подходит его образ, поэтому сложностей не было».

Одна из самых сильных сторон спектакля – гениальная музыка Эльмира Низамова, известного тем, что не боится экспериментировать, работая в разных жанрах. В его творческой копилке – опера «Кара палат», мюзикл «Алтын Казан», камерно-инструментальные, симфонические и хоровые произведения, романсы и песни, музыка к театральным постановкам, кинофильмам, киносериалам. И вот первый балет. «Мне было очень интересно окунуться в этот жанр. Я почувствовал, что балетные люди слышат и воспринимают музыку по-своему», – признался композитор. Идея расщепления личности передается через музыкальное многообразие: в партитуре балета слышна и симфоническая, и романтическая, и электронная музыка. Можно проследить влияние андеграунда, танцевальных треков, классического балета. В спектакле присутствуют развернутые дуэты, соло различных инструментов и многое другое. Такое музыкальное богатство порождает эмоциональную наполненность, образность, подчеркивает напряженность и драматичность действия, чего невозможно было бы добиться при подборе и комбинировании готового материала.

Продюсер и художественный руководитель фестиваля Олег Ивенко высказал мнение, что «все причастные к созданию и постановке спектакля сделали что-то новое для себя, вышли за рамки своих прежних возможностей», что очень сплотило команду и настроило на творческий поиск. В планах – продолжение балета, работа над вторым актом, по словам его идеолога, уже началась.

Марина Горшкова

фото Виталий Янчишин

На главную
Яндекс.Метрика