СЕРДЦЕ КАВКАЗА

Страна гор, или сердце Кавказа, – так называют Республику Дагестан. Этим летом я впервые побывала на земле своих предков, где родился папа. Он по национальности аварец, а мама – удмуртка. Это два совершенно разных народа, и я их представитель.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Все детство мы с сестрой и братом проводили в Удмуртии у бабушки, а про райский Дагестан лишь изредка слышали от папы. Он часто ездил к родственникам и домой возвращался с гостинцами, привозил абрикосы, грецкие орехи, курагу, домашний соленый сыр, вязаные носки с национальной вышивкой, платки, наволочки. Но не все было так хорошо… С рождения папа не видел свою маму – его родители развелись. Он жил с отцом, мачехой, сводными братьями и сестрами. 45 лет папа искал свою маму! И в один день чудо свершилось: в поезде познакомился с женщиной, которая жила в том же селе, что и моя бабушка. Через ее знакомых папе удалось связаться со своей мамой. С тех пор прошло 11 лет, к счастью, они хорошо общаются. Эта кинематографичная история поселила в душе мечту – поехать в Дагестан, увидеть родную бабушку, познакомиться с братьями, сестрами, увидеть горы, пройтись по берегу Каспийского моря… Все осуществилось неожиданным образом.

ДЕРБЕНТ

Я отдыхала в Анапе, когда папа позвонил и сказал: «Алина, мы с тобой едем в Дагестан!» Так началось самое незабываемое приключение лета-2022. Мы встретились в городе Невинномысск в Ставропольском крае, потом доехали до Пятигорска и оттуда на автобусе 15 часов добирались до Дербента, где живет папин одноклассник. Дербент – один из древних городов России. Впервые упомянут в летописях VI века до нашей эры. Он расположен на берегу Каспийского моря. Главная достопримечательность – знаменитая цитадель Нарын-кала. Крепость величественно возвышается над Дербентом. Мы преодолели 211 ступенек для того, чтобы попасть в это удивительное место. А внутри нас ждал таинственный мир прошлого: ворота, башни, ямы-тюрьмы, каменная баня, развалины ханского дворца. На территории крепости есть музеи, картинная галерея, а местные жители продают папахи, ковры, ювелирные украшения, сувениры. Таким «живым» мы увидели Дербент днем, но по совету папиного друга решили прогуляться и вечером. Под покровом ночи город стал еще краше! Вновь поднялись в крепость, чтобы с высоты полюбоваться видом: весь град светился, словно в золоте, а где-то вдали слышно, как бушует море, веет прохладой, воздух свежий и чистый… Незабываемо.

ХУНЗАХСКИЙ РАЙОН

Было грустно прощаться с гостеприимным Дербентом, но утром мы отправились дальше – в Махачкалу. Оттуда – в горы. Три часа по серпантину дались нелегко: захватывало дух не только от красоты, но и от высоты. За окном горы становились все выше, краше и зеленее. Два дня в гостях в селе Гацалух Хунзахского района – новые открытия. На этой территории проживают аварцы. Край знаменит каньонами, долинами, озерами, водопадами, скалами и фантастической красотой гор. Нам удалось увидеть знаменитый водопад Тобот, Ханский водопад, посетить Каменную чашу, так называют теснину неподалеку от села Матлас, мемориальный комплекс, посвященный Льву Толстому и герою его рассказа – Хаджи-Мурату, попробовать свежий горный мед. А какой там климат! После жаркого Дербента ночь в селе выдалась настолько холодной, что спать пришлось под теплым одеялом и в носках. Местные жители рассказали, что многие приезжают из Махачкалы в горы на все лето, чтобы спрятаться от знойного солнца в прохладе гор.

САМЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ

Следующий пункт прибытия – Гунибский район, где живет папина мама. Это был самый волнительный и счастливый день за все время путешествия. Встреча с бабушкой прошла тепло. Я увидела, что отец очень похож на маму, а у меня ее брови. Несмотря на возраст, она ловко взбирается по крутым тропинкам в горы, опираясь на палочку. Бабушка и повела нас смотреть единственный в Дагестане подземный водопад. Но дошла только до входа в ущелье, где уселась на лавочке ждать нас.

Путь к водопаду проходит через каменную теснину, заполненную водой примерно по щиколотку, поэтому местные жители активно сдают в аренду резиновые сапоги. Само устье небезопасно и не предназначено для любопытных пешеходов, надо быть очень аккуратным, чтобы не поскользнуться. В пещере прохладно, но туристов это не останавливает, многие купаются в чаше водопада, а самые отчаянные прыгают в воду с верхнего яруса. Есть здесь и другие достопримечательности, но мы предпочли большую часть времени провести с семьей и посетить дом, где когда-то жил мой дедушка.

Поездка в Дагестан – не просто путешествие, а важный этап моей жизни. Здесь я осознала мощь и силу своих корней и своего народа, обрела семью и новые знакомства. Теперь я с гордостью говорю, что побывала в самом сердце Кавказа!