Александр Титов: «…80-е: эйфория и творческий подъем»

Александр ТИТОВ, без преувеличения, самый известный бас-гитарист в русском роке. Его безладовые партии баса запомнились многочисленным поклонникам золотых составов «Аквариума», «Кино», «Поп-механики», «Зоопарка»…

В наши дни музыкант продолжает оставаться участником «Аквариума», сейчас, увы, выступающего за рубежом, и возрожденного «Кино» (последняя собралась снова в 2019 году с участием Юрия Каспаряна, Игоря Тихомирова и Александра Титова).

Накануне долгожданного концерта «Кино» в Казани (10 февраля 2023 года), приуроченного к 60-летнему юбилею Виктора Цоя (1962–1990), а также выхода в конце декабря 2022 года первого за тридцать лет нового студийного альбома группы «Кино» (в него, предположительно, войдут старые композиции в новых аранжировках и некоторые песни, записанные после смерти Виктора Робертовича) нашему корреспонденту удалось задать легендарному бас-гитаристу несколько вопросов.

– Александр Валентинович, каково Ваше отношение к Виктору Цою? Борис Гребенщиков в одном из интервью говорил о Викторе как об очень скромном, мудром и тактичном человеке.

– Я всегда любил группу «Кино». Вам, наверное, известно, что я играл в том составе, который спровоцировал лавину популярности, накрывшую их вскоре после моего ухода в 1986 году. Согласен с тем, что говорит о Викторе Борис Борисович. От себя же добавлю, что мы с Виктором были близкими друзьями и испытывали друг к другу теплые чувства. Даже когда я покинул группу, Виктор Цой ни разу меня не упрекнул. Конечно, его внезапная и ранняя смерть была для меня шоком, осталось много недосказанного. Так же, как и смерть барабанщика «Кино» Георгия Гурьянова (1961–2013).

– Как возникла идея возродить группу «Кино» в 2019 году?

– Разговоры об этом велись многие годы. Все это время Игорь Тихомиров занимался восстановлением архивов группы, Юрий Каспарян создал и играл в замечательном проекте «Симфоническое КИНО», Саша Цой много лет работал над тем, чтобы вернуть авторские права на песни. Ему это удалось, и как только это случилось, мы решили, что надо собираться и делать что-то.

– Вы играете в «Аквариуме» без малого сорок лет. А какой период в жизни группы Вам кажется наиболее интересным?

– Пожалуй, середина 80-х годов. Тогда весь Ленинград бурлил подпольной музыкальной жизнью и нас не покидало ощущение эйфории и творческого подъема. Кроме того, в 80-х в «Аквариуме» по приглашению Сергея Курехина переиграло множество уникальных джазовых музыкантов от Владимира Чекасина до Валентины Пономаревой. И это делало каждый концерт неповторимым и незабываемым.

– Не возникало ли у Вас за период игры в «Аквариуме» творческих или личных разногласий с Борисом Борисовичем?

– С БГ разногласий не было. Именно поэтому мы почти 40 лет вместе.

– Кто из басистов больше всего повлиял на Вас?

– Всех, пожалуй, не назову, но навскидку могу озвучить – Джон Пол Джонс, Джако Пасториус, Джеймс Ли Джеймерсон и Мик Карн.

– А в каких российских группах, помимо «Кино» и «Аквариума», Вам еще довелось играть?

– Их много: «Зоопарк», «Поп-механика», «Колибри», «Клика», «Турецкий чай». Также я продюсировал «Ноль», «2ва самолета» и «Колибри».

– Было бы интересно узнать о Вашем отношении к Казани.

– Люблю Казань! Мне нравится гулять по городу, меня с ним связывает огромное количество воспоминаний, добрых и смешных.

– Что могли бы доброго сказать об участнике «Аквариума» Борисе Рубекине (1969–2015)?

– Я Борьку очень любил. Всегда импонировали его дотошность и желание помочь. По сессиям, которые он присылал мне для записи, всегда было видно, что человек заботится о тебе! Он вкладывал в творческий процесс всю свою жизнь, без остатка. Не любил отдыхать…

– Если бы у Вас была возможность посетить три любых концерта любых эпох, какие бы Вы посетили?

– Джими Хендрикс, Led Zeppelin и Nirvana.

– Александр Валентинович, спасибо за интервью, короткое, но очень интересное. Ждем Вас в столице Татарстана!

Фарид ДИБАЕВ

Фото из личного архива Александра Титова

На главную
Яндекс.Метрика