Мостик между сценой и зрителем

Настоящий ведущий концерта – это оратор, музыковед, артист в одном лице. Найти нужные слова, способные не просто дать информацию, но и создать определенное настроение – и есть настоящее искусство человека, помогающего войти слушателю в мир музыки. Наш собеседник Лилия Апакова рассказала о сложности и важности профессии настоящего музыковеда.

Лилия Ренадовна, как вы пришли в профессию концертного ведущего?

       — Свою первую работу в Татарской государственной филармонии имени Г. Тукая в отделе оперной камерной, музыки я получила по рекомендации моего консерваторского педагога. Отдел в значительной степени занимается просветительской работой среди молодежи и школьников. Концерты для такой аудитории – очень хорошая практика. В моем дипломе записано «Преподаватель, научный исследователь, лектор-музыковед», но реально такой профессии как ведущий концертов никто и нигде не обучает. И я на практике поняла, насколько сложно донести ребятам, умение слушать классическую музыку. Мне приходилось рассказывать о том, что такое оперный голос, какие бывают жанры в музыке и т.д.

Лилия Ренадовна Апакова,
заслуженная артистка РТ

— И всему пришлось учиться на практике?

— Мне крупно повезло, так как получилось наблюдать высокопрофессиональную деятельность настоящих мэтров — Георгия Кантора, Светланы Захаровой и Клары Тазиевой. Каждое их выступление было как мастер-класс, на каждом концерте с их участием я училась работать.
После нескольких лет работы в отделе оперной камерной музыки Анатолий Иванович Шутиков пригласил меня на детские абонементы Государственного оркестра народных инструментов РТ. Детские абонементы – это воскресные концерты, сопровождающиеся рассказами о музыке, о великих композиторах, об инструментах оркестра. Своего рода театрализованные уроки музыки. И только после Анатолий Иванович пригласил меня лектором–музыковедом оркестра. В Государственном оркестре народных инструментов РТ я уже 20 лет. Это было время уверенного роста. Маэстро – профессионал с большой буквы и перед всеми своими музыкантами и сотрудниками ставит самую высокую планку.

— Расскажите о наиболее интересных концертах, в которых довелось принимать участие.

— Все наши концерты интересны, так как с оркестром сотрудничают выдающие исполнители. Большое счастье представлять таких звезд. Возможно, самый для меня незабываемый концерт состоялся с Иосифом Кобзоном. К нам приезжали Елена Образцова, Зураб Соткилава. Работая с такими людьми на сцене, конечно, приходится уходить от представления артиста, таких людей и без меня все знают, поэтому больше делаю акцент на тематику концерта и оркестровые номера. Например, Елена Образцова приезжала с программой «Очарование романса». Поэтому я рассказывала об истории русского романса, а это же богатейшая сокровищница русской культуры. Романс создавался на протяжении трех веков: старинный городской, классический романс, романс серебряного века и современный романс, ставший частью киномузыки.

Не могу не упомянуть авторский абонемент «Анатолий Шутиков представляет». На этих концертах Анатолий Иванович действительно представляет лучших из лучших, и не только известных исполнителей, маэстро открывает новые имена. Именно он когда-то познакомил казанскую публику с великолепной молодой певицей Хиблой Герзмава, лауреатом Гран-при X международного конкурса им. П. Чайковского.

— Что самое главное в вашей профессии?

Моя профессия многокомпонентная. Ведущий – это музыковед, в какой-то мере журналист, ведь часто приходиться и писать, и рассказывать об артисте. Конечно, на сцене нужен артистизм, дикторский талант, необходимо владеть ораторским искусством, обладать природным обаянием, и все эти компоненты нужно сложить в один сценический образ. Добавьте к сказанному обязательную музыкальную эрудицию, и вы поймете, насколько сложна профессия.

— Давайте поговорим о концертной деятельности, которую вам довелось сопровождать в прошлом сезоне.

Анатолий Иванович доверил мне очень важный музыкальный проект — воскресный абонемент для школьников «В кругу друзей», мы его назвали семейным абонементом. Абонемент был посвящен истории Государственного оркестра народных инструментов РТ, и в него вошли четыре концерта. Первый концерт «Когда мы были молодыми» был посвящен молодым годам нашего коллектива – как и когда создавался оркестр, как проходили первые концерты. В ходе концерта наши зрители познакомились со многими интересными документами, эксклюзивными фотографиями, первыми афишами. Завершился вечер песней Александра Градского «Как молоды мы были».

Второй концерт «Незабываемые встречи» – это рассказ о лучших выступлениях оркестра разных лет, ставших значительным событием в культурной жизни республики.

Следующий концерт был посвящен гастрольной деятельности и назывался «Из дальних странствий возвратясь». Зрители узнали, в каких странах и городах побывал коллектив, какие награды и премии получил оркестр.

И, наконец, четвертый концерт — «Поколение NEXT» — рассказ о молодом поколении музыкантов, пришедшем в оркестр. Я в проекте стала не только ведущей, но и автором сценария, режиссером и создателем видеоряда.

Также запомнилось участие нашего коллектива в фестивале «Мир, Эпоха, Имена…» – 2021. Международный фестиваль оркестров народных инструментов проходил в г. Ульяновск. Мы выступали в зале Ленинского мемориала и представили публике концерт солистов и ансамблей Государственного оркестра народных инструментов РТ.

— Вы как ведущая работаете только с оркестром народных инструментов?

— Оркестр для меня — родной коллектив. Параллельно успешно сотрудничаю с известными коллективами нашей республики – Казанский камерный оркестр «La Primavera», Государственный струнный квартет РТ, Камерный оркестр «Новая музыка», Филармонический джаз-оркестр РТ и др. Доводилось вести концерты Государственного симфонического оркестра РТ в то время, когда им руководил Фуат Мансуров, поработала и с Александром Сладковским. Вела и концерты приезжих коллективов. С «Виртуозами Москвы» маэстро Спивакова посчастливилось поработать трижды. Вела концерты Большого академического симфонического оркестра имени Чайковского, Сычуаньского оркестра китайских народных инструментов, Московского камерного оркестра «Musica viva», Государственного ансамбля скрипачей Республики Саха «Виртуозы Якутии», Шанхайского национального оркестра и др.

— Что интересного ждет зрителей Государственного оркестра народных инструментов РТ в этом году?

— Для зрителей маэстро приготовил очень интересные программы. Большой праздник ожидает любителей оперетты, к нам приезжают московские солисты Максим Катырев и Юлия Гончарова. Это прекрасная творческая и супружеская пара. В программе нас ждет увлекательное музыкальное путешествие по страницам оперетт и мюзиклов – «Принцесса цирка», «Веселая вдова», «Летучая мышь», «Элизабет», «Король Лев», «Вестсайдская история» и др. В феврале нас ждет вечер классической оперной музыки, посвященный 150-летию Федора Шаляпина. Прозвучат произведения из репертуара знаменитого певца в исполнении лучших московских басов – Владимир Кудашев, Михаил Гужов, Отар Кунчулиа. Этой весной состоятся концерты нашего оркестра с Дмитрием Зуевым, Полиной Шамаевой, Ольгой Кабо, Ниной Шацкой, Альбертом Жалиловым, Ириной Крутовой и Сергеем Плюсниным.

— У вас есть мечта?

— Мечта – выпустить книгу к 30-летию оркестра. Я недавно делала доклад о творческой деятельности оркестра, в котором провела анализ всего, что происходило за 30 лет, и думаю, этот доклад может стать основой будущей книги. Создание такой книги стало бы моей главной работой именно как музыковеда. Материала очень много. Музейные афиши, фотографии еще молодого оркестра. Хочу, чтобы в книгу вошли статьи о дирижере, наших ведущих музыкантах, о лучших проектах оркестра. В общем, обо всем, что было сделано за эти три десятилетия.

Наталья ЭЛЛЕР

На главную

Оставьте первый комментарий для "Мостик между сценой и зрителем"

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика