Музей советского хлама
(в хорошем смысле этого слова!)

В прошлом номере журнала мы рассказали о творческом и жизненном пути маэстро Рустема АБЯЗОВА – создателя, художественного руководителя и главного дирижера Казанского камерного оркестра La Primavera. Сегодня в продолжение темы – о его увлечении, имеющем большое значение и смысл для сохранения нашей общей истории.

Рустем Юнусович увлекся коллекционированием «хлама (в хорошем смысле этого слова!)» эпохи социалистического строя, уже ушедшей, но сохранившей свое неповторимое обаяние для старшего поколения и помогающей молодым через предметы понять, почувствовать время, в котором существовали их родители.

Так появился музей вещей, составлявших быт и материальное окружение людей, живших на огромном пространстве, называвшемся Союзом Советских Социалистических Республик. Название своему собранию Абязов придумал сам. Он и расскажет о Музее советского хлама (в хорошем смысле этого слова!). Итак, из первых уст…

– Несколько лет назад мой друг, известный казанский музыкант Дмитрий Бикчентаев, подарил мне предметы деревенского быта, в том числе настоящий лошадиный хомут. Я его сразу надел на себя – в буквальном и переносном смысле: начал создавать личный Музей советского хлама (в хорошем смысле этого слова!). Сегодня в нем есть мечта каждого советского человека – радиоприемники «Альпинист» и «Спидола», фотоаппараты «ФЭД», виниловые пластинки 70-х годов, настоящая крестьянская коса, чернильница-непроливайка и много чего другого.

Хочу воссоздать атмосферу и образ материального бытия советского ребенка, его трех периодов роста: октябренок, пионер, комсомолец. Через все это я прошел сам, однако экспонатом музея стал комсомольский билет сестренки (мой не сохранился).

Одна из генеральных линий музейной активности – советские монеты с 1961 по 1991 год. И очень много самых разных и зачастую удивительных предметов, которые делались в СССР. Сейчас трудно представить, что первая автоматическая коробка передач появилась на автомобиле «Волга» в 1956 году, что советская промышленность выпускала фотоаппараты с панорамной съемкой. Среди моего «хлама» – хорошо известные любому человеку, выросшему в СССР, хрустальные вазы, почему-то бывшие в большой моде. Настоящий мельхиор, в который, кстати, после войны стали добавлять цинк, и он перестал быть настоящим.

Вообще, в то время было много хорошего и в нематериальном плане – живопись, литература и так далее. Надо сохранить музыку, хорошую и разную, развивая ее, создавая новые формы и современное звучание.

Этим с моим камерным оркестром, соратниками занимаемся и будем заниматься – создавать и развивать. Я недавно закончил одноактную оперу на музыку из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Альбина Абсалямова написала стихо­творное либретто, и моноопера была впервые представлена на «Абязов-фестивале». Сейчас же есть планы проехать с новым произведением по Золотому кольцу России. Проектов много, есть и энергия для их реализации.

А что касается моего музея… Уверен, он будет пополняться новыми интересными экспонатами!

Записала Наталья ЭЛЛЕР

На главную
Яндекс.Метрика