От любви до ненависти…

В преддверии мужского праздника 23 Февраля о темной стороне взаимоотношений мужчины и женщины – гендерной ненависти – мы побеседовали с нашим постоянным экспертом, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры конфликтологии Казанского федерального университета Андреем ИВАНОВЫМ.

– Андрей Валерьевич, расскажите, пожалуйста, в чем причины гендерной ненависти и где она проявляется?

– Гендерная ненависть как негативная сильная эмоция сфокусированной враждебности обычно является результатом переживания человеком внутриличностного или межличностного конфликта с противоположным полом. Социальные сети «ВКонтакте», «Фейсбук», «Инстаграм», «Телеграм», в меньшей степени «Одноклассники» являются тем виртуальным пространством, где происходит формирование мизандрических (мужененавистнических) и мизогинических (женоненавистнических) установок. Последствием такого межличностного или внутриличностного конфликта становится новая стратегия поведения в конфликте – гендерный экстремизм, который, в свою очередь, провоцирует новые деструктивные конфликты в различных сферах: социальной, политической, бытовой.

– В чем выражается мизандрия – нелюбовь к мужчинам?

– Феномен мизандрии проявляется в негативных установках женщин к традиционным стандартам маскулинности мужчин, которая воспринимается как абсолютно токсичный феномен, с ней связывают агрессию, сексизм, домогательства, преступления против женщин, при этом обесценивается в целом социальная роль мужчин на работе и в семье. Крайняя степень проявления мизандрии – это ярко выраженная ненависть и враждебность к мужчинам как социальной группе в целом. В рамках мизандрического понимания еще в детском возрасте мальчикам закладываются негативные сексистские установки, которые как поведенческие стереотипы используются мужчинами во взрослой жизни.

Мизандрические установки можно рассматривать как «второй» или «обратный» сексизм, то есть направленный на мужчин. Этим крайним взглядам свойственна такая же одномерность и предвзятость, которая характерна для мизогинических установок ультрарадикальных представителей Мужского государства (признано экстремистским сообществом на территории РФ. – М. Г.). Вот в этом они похожи.

– Мизандрия как-то связана с феминизмом или это совершенно обособленное явление?

– Феминизм не является монолитным. Это многогранное разнонаправленное движение, представляющее иногда совершенно разные идео­логические установки, которые могут конкурировать и конфликтовать друг с другом. Мизандрия часто становится основополагающим концептом в рамках ультрарадикальных феминист­ских сообществ, прежде всего крайних проявлений сепаратистского направления феминизма.

– Насколько гендерные конфликты часто встречаются в сетевом пространстве?

– Это один из наиболее распространенных видов виртуальной социальной агрессии. И вот почему: его содержательная «повседневность» позволяет использовать данный вид конфликта как рамочную конструкцию для создания различных деструктивных идеологем, формирующих ксенофобию с целью повышения уровня разобщенности людей, дискредитации традиционных культурных норм, нанесения морального и психологического урона различным социокультурным группам.

– Получается, гендерная ненависть – психологический крючок, на который попадаются люди обоих полов с внутриличностным и межличностным конфликтом? И существуют силы в виртуальном пространстве, которые, занимаясь подобной рыбалкой, используя внутренние противоречия человека и играя на них, могут навязывать любые экстремистские идеи?

– Совершенно верно. Пониженная самооценка или, наоборот, восприятие своей личности как сверхценной, а также потеря смысла жизни часто становятся причиной поиска альтернативных ценностей и смыслов в виртуальном пространстве. Это создает ситуацию отрицательного социально-психологического отбора в радикально настроенные сообщества мизандрической и мизогинной направленности.

– В медийном пространстве периодически смакуются случаи насилия над женщинами со стороны близких мужчин – это играет какую-­то роль в формировании мужененавистничества?

– Нельзя отрицать реальную или мнимую мужскую агрессию как фактор формирования мизандрических установок у женщин. Бытовое насилие со стороны мужчин может приводить жертв абьюза в радикальные феминистские сообщества. Однако оно не носит массовый характер, а вот подобные кейсы являются благодатным материалом для наклеивания ярлыков (стигматизации) в мизандрических группах. В такой парадигме мужчина всегда ассоциируется с «преступником», а женщина – с «жертвой», реализуется устойчивая бинарная оппозиция «мы» и «они», «жертва» и «враг». Для мизандрических установок характерна гомогенизация («все они одинаковые»), где мужчины воспринимаются как монолитный гендерный класс со знаком минус. В результате недоверие и подозрительность к мужчинам как социальной группе усиливает разобщенность во взглядах между полами и снижает их солидарность в обществе.

– Другими словами, нас разъединяют и делают слабее. Неужели все гендерно ориентированные группы болеют ненавистью к противоположному полу? Откуда истоки?

– Важнейшая проблема современного социума – социальное неравенство женщин. В виртуальном пространстве присутствует огромное количество площадок с гендерно ориентированной проблематикой, защищающих права как женщин, так и мужчин. По своему политическому диапазону, программным установкам и идеологическому содержанию это широкий спектр сообществ. Иногда они ведут конструктивную коммуникацию, но есть и такие, которые могут проявлять высокую степень антипатии даже к близким по взглядам группам, если есть расхождения по принципиальным вопросам. Высокая степень враждебности к «чужому» присутствует прежде всего у радикальных гендерно ориентированных сообществ, она становится способом сохранения собственных идеологических границ и инструментом нападения.

– Чем отличается женская и мужская антипатия к противоположному полу в своих крайних проявлениях?

– Если в мужских мизогинических пабликах конечный объект ненависти – матриархатное государство (кстати, именно таким является современное российское государство с позиции представителей Мужского государства (признано экстремистским сообществом на территории РФ. – М. Г.)), то в рамках мизандрических женских ультрарадикальных сообществ финальным объектом ненависти остаются мужчины как социальная группа, которым отказывают в принадлежности к гомо сапиенс и выдвигают лозунги уничтожения всех мужчин.

– На кого ориентируются такие сообщества «половой ненависти», на кого идет охота?

– Прежде всего на подростков, которые вследствие взросления, социализации, психофизиологических изменений находятся в стрессовом состоянии перехода от детскости ко взрослости с комплексом нерешенных проблем, вопросов, формирующихся неврозов. В социальных сетях подросток пытается найти ответы, прежде всего, по гендерной проблематике, начиная от сексуальных практик и заканчивая повседневными коммуникациями с противоположным полом. Гендерные обиды и неискушенность порой могут приводить молодого человека к образцам поведения, которые носят характер агрессивного или потребительского отношения к противоположному полу. В результате гендерный конфликт как перманентный конфликт человеческой жизни (и мужчин, и женщин) становится политическим конструктом идеологически разнонаправленных сообществ Рунета.

– Как защитить молодежь от таких крайностей?

– Очень сложный вопрос… Проблема заключается в том, что несформированность родительской позиции, неумение выстраивать отношения с сыном или дочерью-подростком создают ситуацию укрепления собственной идентичности последнего через альтернативные коммуникации, одобрения и поддержки собственного «я» через поиск групп, которые примут индивида. И эти группы не всегда занимают позиции, приемлемые для российского общества. Иногда они основываются на практиках трансляции социальной ненависти к кому-либо или чему-либо.

В данном случае можно рекомендовать введение на федеральном уровне в школьном образовании обязательной дисциплины «Семьеведение», начиная с 6–7-го классов. Попытка реализации данной инициативы уже была предпринята с 2018 года в рамках курса «Обществознание». Я считаю, курс «Семьеведение» надо разрабатывать как самостоятельную дисциплину прикладного характера, обучающую взаимопомощи в семье, партнерским отношениям, вопросам личной безопасности. Именно в рамках данного курса уместны пропаганда традиционной семьи, закрепленной в Конституции РФ, а также обучение конструктивным решениям гендерных конфликтов.

Марина ГЛЕБОВА

P.S. Интервью проведено по результатам исследования проблем ксенофобии (Программа фундаментальных и прикладных исследований «Этнокультурное многообразие российского общества и укрепление общероссийской идентичности», проект «Факторы и причины радикализации личности в культурно сложном региональном сообществе»).

На главную
Яндекс.Метрика