Адиля ХАЙБУЛЛИНА: «Кино стало моей
второй реальностью»

На вопрос «Кто лучше всех знает, что происходит с киноискусством в Татарстане?» ответ возникает сразу – кинокритик Адиля ХАЙБУЛЛИНА. Увлечение кино в детстве сейчас переросло в дело жизни. Сегодня Адиля – куратор кинопрограмм и постоянный спикер киномероприятий Дирекции по поддержке кинопроектов и организации фестивалей «Время кино», преподаватель дисциплины «История кино» в Казанском театральном училище, автор публикаций о кино, в прошлом ведущая еженедельной рубрики по обзору киноновинок на радио «Миллениум».

– Адиля, расскажите, как Вы стали кинокритиком?

– С детства любила ходить в кино с мамой. Как сейчас помню, что самое большое впечатление на меня произвел фильм «Унесенные ветром», который мы посмотрели в кинотеатре «Родина». Тогда я поняла, что помимо своей жизни есть и другая, она может идти на экране. Так кино стало моей второй реальностью. Я решила: хочу, чтобы его было больше в моей жизни. А потом шли годы учебы: сначала университет культуры и искусств, потом аспирантура, стала думать о том, что диссертацию хочу посвятить не театру, не другим видам искусства, а конкретно кино. Так погрузилась в мир кинокритики.

– Какая работа или мероприятие стало отправной точкой в будущей профессии?

– Выделю несколько. Первое – сотрудничество с кинотеатром «Мир», в то время директором был Александр Ишимов. Вместе с нынешней командой «Время кино» мы организовывали там кинопроекты. В «Мире» показывали классику и культовые картины, обсуждали их со зрителями. Сначала нас было немного, но позднее мы раскрутили проекты и нашу деятельность. Данный период очень важный, я общалась с публикой, работала с серьезными произведениями киноискусства. Это была проверка на прочность меня как специалиста. Второе – радио «Миллениум», на котором проработала 10 лет, где вела рубрику о кино: рассказывала о новинках, делала рецензии на фильмы, в прямом эфире общалась с известными людьми из киноиндустрии. И третье – Казанский международный фестиваль мусульманского кино, где я работала по приглашению директора Марата Давлетова. Во главе с киноведом Сергеем Лаврентьевым была членом отборочной комиссии. Меня окружали люди очень высокого уровня в плане понимания процессов кинопроизводства и их организации. Благодарна знакомству с ними и команде «Время кино», которую сейчас считаю своей семьей.

– Как неподготовленному зрителю лучше познавать кино?

– Зависит от того, с какой целью он его смотрит. Неподготовленный человек, выбирая картину, прекрасно понимает, какие эмоции он хочет испытать от фильма ужасов или комедий. Очень многое зависит от насмотренности, изучения материала, в который погружаешься. Но понимание современного кино без знания классики невозможно. Я рекомендую до просмотра картины ничего не читать о фильме. Сначала посмотреть, потом проанализировать и только после этого читать рецензии. Нужно уметь воспринимать кино личностно, без дополнительной справочной информации. Абсолютно не рекомендую читать мнения блогеров, многие из них имеют опосредованное отношение к кинематографу, иногда они совершенно неправильно трактуют материал.

– Как обстоят дела с кино в Татарстане?

– Начнем с того, что кино снимают – и полный метр, и короткометражки. Кино, которое я вижу, не впечатляет. Исключение – молодые амбициозные ребята, которые, не имея специального образования, снимают экстраординарное и любопытное кино. А традиционный и национальный подтекст, который закладывается в татарстанских фильмах, мне не интересен. Он одинаков, а снимать что-то новое не всегда получается, но попытки все-таки есть.

– На творчество какого из местных режиссеров Вы бы посоветовали обратить внимание?

– Мне очень нравится Павел Москвин. Импонирует его подход к тому, как он рассказывает истории. Его интересует тема войны, адаптации человека к войне и к мирному времени. Работы Павла символичны, хорошо выдержаны с точки зрения конфликта внутреннего мира героя с внешней средой. У него есть два фильма: «Пустота» и «Солдатская шапка».

– В каких жанрах чаще всего снимают татарстанские создатели кинокартин?

– Практически все жанры представлены, но не со всеми все хорошо. Мы умеем делать истории на национальной основе, потому что много на эту тему снимали. Но если говорить о триллере или семейной комедии, то здесь все гораздо сложнее. Чаще всего снимают драмы, мелодрамы, комедии. Очень любопытно наблюдать, как появляются татарстанские хорроры: «Водяная» Алексея Барыкина или «Вирион» Алины Галимуллиной и Тимура Романова.

– В 2019 году в Казани впервые проходил творческий проект Film7Days (Кино за 7 дней). В чем главная особенность таких мероприятий?

– Это проект, где разные кинематографисты, съемочные группы из разных стран за семь дней снимают короткометражки в локациях Казани. Я работала в этом проекте однажды, когда он впервые стартовал с нашей командой «Время кино». Запомнила черную комедию швейцарского режиссера Йоава Пэрриша «Будь честным» и иранскую картину «Возвращение в Казань» Гасиде Голмакани.

– А какие топ-5 фильмов Вы посоветуете посмотреть казанским зрителям?

– Безусловно, первый фильм – «Булат-Батыр» 1927 года. Мне кажется, это потрясающее кино, сделанное по всем канонам кинематографа тех лет. После «Булат-Батыра» до 90-х годов в Татарстане не снимали игровые картины. Следующий фильм – «Бибинур», замечательный синтез традиционного материала и современного повествования. Третья картина – «Пустота» Павла Москвина. Фильм про посттравматический синдром человека, вернувшегося с чеченской войны. Об этом не говорится напрямую, тема лишь предполагается. «Берузе» Булата Минкина – документальный фильм о человеке, который 18 лет просидел в одиночной камере. Режиссер представил пронзительный и эмоциональный рассказ главного героя. Пятая картина – «Неотосланные письма» Рустама Рашитова, попытка молодого режиссера переосмыслить классику, сделав историю современной, но при этом сохранив национальную традиционность источника. Фильм смотрится самобытно и эффектно по сравнению со всеми другими работами начала 2000-х.

Алина РАДЖАБОВА

Фото автора

На главную
Яндекс.Метрика