НУРИЕВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ: ТОРЖЕСТВО КРАСОТЫ

Несколько десятилетий в культурной жизни столицы Татарстана май ассоциируется с праздником танца – Нуриевским фестивалем, ставшим одним из самых ярких и авторитетных событий в балетном мире нашей страны. В этом году он состоялся в 34-й раз и, несмотря на ограничения, связанные с предотвращением распространения коронавирусной инфекции, все спектакли прошли с оглушительным успехом, собрав овации и восхищение зрителей.

В программу XXXIV Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева вошли десять спектаклей и два гала-концерта. Открыл фестиваль балет «Тысяча и одна ночь» на музыку Фикрета Амирова, который показал молодой балетный коллектив Приморской сцены Мариинского театра (Владивосток). В спектакле принимали участие хор и симфонический оркестр Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. Их высочайшее мастерство отметил приглашенный из Азербайджана дирижер Эйюб Кулиев, подчеркнув, что он необычайно горд работать с такими профессионалами, с которыми за очень короткий срок, два-три дня, удалось «собрать» сложное произведение. «Уже с первой репетиции я понял, что это большие музыканты, которые играют с удовольствием, с большой отдачей и энтузиазмом, за что им низкий поклон», – сказал журналистам маэстро. Высокий уровень оркестра признал и главный балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев: «И качество звучания, и отношение оркестра к спектаклю и к музыкальной партитуре меня приятно порадовали».

Балет «Тысяча и одна ночь» – красивая и самобытная восточная сказка о любви и ненависти, верности и предательстве. Яркая постановка насыщена эффект­ными дуэтными танцами, сложными поддержками, изобилует массовыми сценами. Театр приехал из Владивостока в составе 120 человек: артисты, педагоги, концертмейстеры, технический и другой персонал. Костюмы и декорации добирались до Казани целый месяц. Но результат стоил того! Балет шел на сцене Татарского академического два дня подряд, и казанский зритель высоко оценил спектакль, благодарно искупав гостей в овациях.

Вторым спектаклем в рамках фестиваля стала тоже сказка – обновленная постановка балета «Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского. Два дня подряд зритель наслаждался «энциклопедией классического танца», французской сказкой на русский лад с той лишь разницей, что в первый день премьеры главные партии исполняли артисты нашего театра, а во второй – приглашенные солисты. «Мы не показываем спектакль таким, каким он был создан в XIX веке, – прокомментировал премьеру художественный руководитель балета Владимир Яковлев.

– Потому что время идет, темп жизни, эстетика меняются. Поэтому в новых редакциях всегда вносится режиссером или балетмейстером что-то свежее. Главное – сохранить стиль Мариуса Петипа. Но я как балетмейстер имею право чуть-чуть вмешаться, что и было сделано в некоторых мезансценах, в переоценке ряда сцен и так далее».

В новой постановке сказка обрела признаки времени, зритель путешествует с героями по разным эпохам. Почему бы и нет? Ведь это волшебство. В спектакле два акта (первоначально их было четыре): первый заканчивается, когда Аврора засыпает, второй акт начинается по прошествии ста лет. В начале спектакля перед нами предстает эпоха Людовика XIV с атрибутами своей эстетики, костюмами и париками, а второй акт – эпоха рококо, время Людовика XVI. Замечательно эту идею воплотил художник Анатолий Нежный (сценография и костюмы). В целом балет «Спящая красавица» в новой постановке имеет узнаваемые традиционные черты и в то же время смотрится свежо и интересно.

В программу фестиваля наряду со спектаклем «Спящая красавица» вошли такие шедевры классического балета, как «Лебединое озеро», «Корсар», «Дон Кихот» и «Баядерка». На последнем хотелось бы остановиться подробнее.

Партию баядерки Никии исполняла балерина из Казахстана Айгерим Бекетаева. В партии Солора выступил ее коллега по театру «Астана Опера» Бахтияр Адамжан. Роль Гамзатти исполнила солистка нашего театра Аманда Гомес. В первом действии в сцене объяснения Никии и Гамзатти Аманда Гомес решительно и дерзко переиграла гостью, и симпатии зрителя оказались на стороне сильной и смелой дочери раджи, готовой отважно бороться за свою любовь, а не на стороне несчастной баядерки, что несколько отличается от классической трактовки. Но Аманда была так убедительна и великолепна, что ей можно это простить. Тем интереснее оказалось второе действие, когда в блистательном и очень органичном дуэте с Бахтияром Адамжаном Гомес закрепила свою победу. Здесь уместно отдать должное профессионализму наших солистов, их чувству партнера, которое позволяет в дуэте с незнакомым артистом после пары репетиций выглядеть так, словно они танцуют вместе не первый год. Казанскому зрителю также понравился техничный Бахтияр Адамжан, который очаровал публику полетными прыжками и расписывался над сценой воздушными пируэтами.

Национальное искусство Татарстана в программе фестиваля было представлено балетом «Золотая Орда» Резеды Ахияровой, где на фоне исторических событий развивается трагическая история любви сына Мурзы – Нурадина (Олег Ивенко) и дочери хана Золотой Орды Токтамыша – Джанике (Кристина Андреева). Сложная хореография Георгия Ковтуна всегда заставляет артистов работать на пределе своих физических, технических и артистических возможностей, и отрадно, что наш театр демонстрирует высокий уровень как солистов, так и кордебалета.

Отдельно хотелось бы отметить Алессандро Каггеджи, исполнившего партию коварного Визиря. В нем все: от взгляда и осанки до хореографического рисунка – подчинено созданию образа, продуманного до мельчайших деталей. Его отрицательное обаяние в этой роли завораживает.

В спектакле заняты дети – Джанике и Нурадин в детстве. Их партии исполнили учащиеся Казанского хореографического училища Аниса Хуснутдинова и Рамиль Мурзаков. Выполнять сложные элементы танца с детской непосредственностью, как бы играя, и быть убедительными – это большое искусство, которым владеют только настоящие артисты. К счастью, у нас они есть, несмотря на юный возраст.

Запомнился зрителю и трагический образ Духа хана Батыя, созданный Антоном Полодюком. Сложная в техническом плане партия не менее трудна и в плане артистическом: дух великого в прошлом хана не может спасти государство, терзаемое властолюбием и междоусобицей его потомков. Безмерно страдает он и не находит себе покоя. Его удел – увидеть, как все созданное им будет разрушено.

Не менее убедительно Антон Полодюк исполнил партию отважного Спартака в одноименном балете Арама Хачатуряна. Его фактурная внешность и великолепные технические данные органично ложились на образ, помогая лидировать на сцене, как и подобает масштабному персонажу. В «Спартаке», как и в балете «Золотая Орда», были задействованы только артисты нашего театра: Ильнур Гайфуллин (Красс), Кристина Андреева (Ливия), Аманда Гомес (Клавдия), Мать-волчица (Алина Штейнберг) и др. Оба исторических эпоса были эмоционально и на высоком исполнительском уровне представлены балетной труппой.

Кроме спектаклей на сцене Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, Нуриевский фестиваль включал ставшую традиционной в последние годы параллельную программу. Так, зрители получили возможность посетить открытые репетиции спектаклей, увидеть балеты в хореографии Рудольфа Нуриева в кинотеатрах города, а также документальный фильм Радика Кудоярова «Украденное бессмертие» о наследии и наследстве великого артиста.

К сожалению, в одном журнальном материале невозможно охватить все спектакли и подробно остановиться на образах, созданных приглашенными солистами и артистами нашего театра. Главное – праздник танца в этом году, безусловно, удался, подарив зрителям незабываемые эмоции и эстетическое удовольствие от встречи с прекрасным.

Марина ГОРШКОВА

«Спящая красавица»

«Баядерка»

«Золотая Орда»

«Спартак»

На главную
Яндекс.Метрика