АНДРЕЙ РЯБОВ: «ПРИОРИТЕТ РАБОТЫ ФЕДЕРАЦИИ – БУДУЩЕЕ»

В мае исполнилось десять лет с того момента, как советнику министра внутренних дел по РТ Андрею Рябову было предложено возглавить Федерацию хоккея Казани. В нашем журнале полковник полиции Рябов, заместитель председателя Совета ОГО ФСО «Динамо» МВД РТ и вице-президент Федерации хоккея Республики Татарстан подводит промежуточные итоги своей деятельности на ниве татарстанского хоккея и убедительно доказывает, что наша республика – территория хоккея №1 в стране.

– Андрей Александрович, настало время подвести промежуточные итоги Вашему прочному союзу с ледовой игрой.

– К тому моменту, когда мне предложили возглавить Федерацию хоккея нашего города, «Ак Барс» был четырехкратным чемпионом России и двукратным обладателем Кубка Гагарина, на передовых позициях в стране были и клубные команды по юношеским возрастам. Но за парадным фасадом хоккейного здания скрывалась обветшалая постройка – из проводимых массовых соревнований можно вспомнить разве что «Золотую шайбу». Первенство Казани влачило жалкое существование, о развитии дворового, любительского, ветеранского хоккея, не говоря уже о женском и студенческом, можно было и не упоминать. Так больше продолжаться не могло.

– В чем Вы видите главные результаты прошедшего десятилетия?

– Главное, что было сделано – возрождение детского хоккея. Было ясно, что, если у нас не будет соревновательности в детской среде, если мы наш хоккей будем подпитывать только людьми, извините за выражение, «допущенными» в «Ак Барс», конкурентоспособность детского хоккея будет вообще обесценена. Когда я пришел, первенство Казани отсутствовало по всем возрастам, сейчас ситуация диаметрально противоположная – свыше 70 команд играют вполне профессионально, и это не рисовка, не показуха.

Смею вас заверить, что ни в одном регионе России нет такого количества муниципальных хоккейных команд, которые допущены к первенству России, как у нас. Посмотрите, что случилось с созданной командой «Динамо». Ее основу составили дети, в 10-летнем возрасте отчисленные из «Ак Барса». Сегодня они обходят сверстников из «Ак Барса». Дети 2002 года, которых вообще списали, опередили в первенстве ЮХЛ (Юниорской хоккейной лиги. – А.Н.) команды из Казани, Нижнекамска, Альметьевска и, играя на равных с представителями МХЛ, стали третьими в первенстве России по зоне Поволжье. Как результат – 11 человек приглашены в клубы следующей ступени хоккейной лестницы – МХЛ: «Ирбис», «Спутник», «Реактор». Вот вам и результат работы. Это дети, на которых поставили крест. А я глубоко убежден, что ни один тренер, даже самый талантливый, самый мотивированный, самый гениальный, не определит, что в 10 лет ребенок уже ничего не способен добиться в хоккее.

– Кто стал Вашим главным союзником в деле возрождения детского хоккея?

– Огромную роль сыграло ПАО «Татнефть». Невозможно было достичь таких результатов без поддержки компанией общества и республиканской школы «Динамо». Школу «Динамо» мы начали создавать шесть лет тому назад и уже добились отличных результатов.

– В мае 2017-го Вы назначены и вице-президентом Федерации хоккея РТ. В чем видите приоритет деятельности федерации?

– В популяризации хоккея. При наличии сверхразвитой инфраструктуры (здесь честь и хвала Президенту РТ, руководству республики и ее столицы, компании «Татнефть», лично Наилю Ульфатовичу Маганову, который возглавляет ФХРТ) все это можно и нужно развивать. Причем любовь к хоккею, массовость, здоровье нации – это не лозунги. Мы четко понимаем: при таком широком охвате ребят, при таком количестве команд на топовый уровень выйдет максимум 5% занимающихся хоккеем. И здесь мы должны ясно представлять, что растим не машины для катания на коньках с клюшками, мы растим граждан России, растим здоровое поколение. Поэтому перед всеми тренерами поставлена четкая и ясная задача – не забывать об общеобразовательном процессе.

– Как получается совмещать учебу и спорт?

– Здесь важнейшая проблема, которую я вижу, – воспитание… родителей. Как это ни печально, родитель в сыне-хоккеисте зачастую видит средство для зарабатывания денег. Многие переоценивают возможности своего ребенка, забывают о том, что их чадо должно, прежде всего, быть образованным, воспитанным, здоровым, всесторонне развитым человеком. Важная задача федерации – встречаться и беседовать с родителями.

Много направлений, связанных с любительским хоккеем. Мы сейчас взяли под крыло НХЛ – Ночную хоккейную лигу – замечательный проект, охвативший страну, я сам играю за команду «Торнадо», участвовал в фестивале Ночной лиги в Сочи, который проходит под патронажем Президента России.

– В созданной Вами системе хоккейного «Динамо» тоже выросла своя вершина – взрослая команда, получившая мировую известность благодаря победам на мировых чемпионатах среди полицейских…

– Она была создана примерно одновременно со школой. Рашид Гумарович Нургалиев, бывший министр внутренних дел России, а ныне заместитель Секретаря Совета Безопасности, огромный любитель хоккея, во время очередного визита в Татарстан как-то сказал в ответ на услышанное от тогдашнего республиканского министра Сафарова: «Молодец, Асгат Ахметович, об успехах Ваших волейболистов и хоккеистов на траве я хорошо осведомлен, но вот команды по хоккею с шайбой у Вас нет…» Асгат Ахметович в ответ спросил меня: «Задачу понял?» Вот мы и начали создавать команду «Динамо». Казанская хоккейная команда «Динамо» на сегодняшний день является единственной, которая трижды выигрывала чемпионат мира среди полицейских и пожарных. История этих турниров насчитывает 100 лет, и ни одной команде из какой бы то ни было страны не удавалось этого добиться! Причем мы всегда ездим в полном составе. Все попытки руководства, в том числе российского, включить в число игроков сборников, чтобы мы под флагом «Динамо» представляли Россию, были нами отвергнуты. Я сразу ответил: «Будут ездить только свои».

– «Динамо» начало с первенства Казани, республики?

– Да. Первой международной «пробой пера» для нас был чемпионат Европы в Андорре в 2010 году. В 2011-м поехали на свой первый чемпионат мира в Нью-Йорк. Рустам Нургалиевич – максималист, он не знает, что такое вторые места, и при напутствии сказал: «Езжайте, доказывайте, что вы лучшие». В групповой турнир (на уровне элитного дивизиона состязалось 16 команд) нас включили по формальному признаку – как действующих чемпионов Европы, и мы прошли эту мясорубку и выиграли четвертьфинальный, полуфинальный и финальный матчи с одинаковым счетом 4:3. Этого никто не ожидал. Когда мы шли на параде открытия, стоявшие на трибуне члены МОК спросили: «Кто это идет в красно-синей форме?» Им ответили: «Смертники из Татарстана». Через два года чемпионат мира проходил в Белфасте, накануне турнира мне прислали черепа со скрещенными клюшками. Из Канады приехал явный фаворит – команда Торонто, которая всех громила (и нас разгромила в группе). Вторично мы встретились с ними в финале, первую шайбу пропустили уже на 14-й секунде, а в дальнейшем забивали только сами… Многое можно вспоминать… А в прошлом, 2019-м, мы вернули в республику титул, уже под флагом «Динамо МЧС», победив на чемпионате в Китае. И на настоящий момент мы – действующие чемпионы мира.

– Что для Вас означает короткое и звучное слово «Динамо»?

– Для меня не слово важно… Сердце обливается кровью, когда я думаю о том, что дети из социально незащищенных слоев не имеют возможности играть в хоккей. А мы предоставляем им эту возможность! Развиваем такие сектора, как «Золотая шайба» и так далее.

– Есть еще и программа «Добрый лед» Фонда Елены и Геннадия Тимченко?

– Теснейшее сотрудничество с этим замечательным проектом, развивающим дворовый хоккей во всей России, идет уже в рамках ФХРТ, и свои самые значительные и статусные мероприятия они проводили именно у нас. Но я совершенно не разделяю свою деятельность в рамках федераций Казани и Татарстана, не ставлю здесь разграничения… Меня удивляет, зачем люди, искренне любящие хоккей, создают какие-то комитеты, подкомитеты, отгораживаются друг от друга. Не лучше ли собраться всем миром, сесть за один стол, поговорить обо всем наболевшем и выработать общую программу развития хоккея?Наилем Ульфатовичем Магановым поставлена задача создать программу развития хоккея в республике на перспективу.

Я знаю, что такое написание комплексной программы. Есть два пути: набросать яркие лозунги, четко обозначить даты их претворения в жизнь, помните, как со строительством коммунизма? А можно вовлечь в нее всех глав администраций муниципальных образований, дать детальный анализ объектов спортивной инфраструктуры, по всей базе тренеров, полному экономическому раскладу. И тогда будет вовлечено огромное количество людей, обеспечена поддержка властей, будет экономическое обоснование. Такая вот программа не останется на бумаге, а будет претворена в жизнь.

Наша республика – уникальная территория хоккея. Какой еще регион страны может похвастаться тем, что абсолютно все ледовые дворцы подведены под единую систему видеонаблюдения, которая позволяет осуществлять круглосуточный мониторинг учебно-тренировочного процесса? В видеоцентре ФХРТ отслеживается каждое движение на каждом занятии!

– Когда три года назад вы стали вице-президентом республиканской федерации, рабочие функции в Вашем и без того плотном расписании добавились?

– Деятельность ФХРТ весной 2017 года была несколько размыта. И в части развития детского хоккея, и в направлении работы с ветеранами, и в плане вообще реализации хоккея как такового. Тихо как-то, само собой все двигалось, но как и куда – неясно… Я так работать не привык. И когда я пришел в коллектив, то сразу сказал: «К вам пришел не полковник, чтобы разговаривать менторским тоном и учить вас работать, а чтобы вместе правильно наладить деятельность, направить ее в нужное русло». И по прошествии трех лет смело могу заявить, что деятельность Федерации хоккея Татарстана выстроена четко. ФХРТ считается лучшей в России из всех региональных хоккейных федераций. Нас признали в России. Самые знаковые мероприятия в хоккейной жизни проходили на территории РТ.

– Какие новые начинания практикует ФХРТ в последние годы?

– Все, что связано со следж-хоккеем, с хоккеем среди детей-инвалидов.

– А как обстоит дело с женским хоккеем?

– Вопрос с женским хоккеем требует отдельного рассмотрения. Здесь у нас на сегодняшний день явная недоработка.

– Это единственное слабое звено?

– Нет. Для меня, например, проблемой является сектор студенческого хоккея. Здесь много недоработок, в том числе и со стороны федерации. Да, парадная вывеска у нас есть – проводился Фестиваль студенческого хоккея, впервые команда ПГАФКСиТ вышла в плей-офф СХЛ (Студенческой хоккейной лиги), сборная СХЛ играла товарищеские матчи с «Ирбисом»… Но это не снимает с повестки дня популяризацию этого сектора – этот вопрос в будущем сезоне станет одним из приоритетов в деятельности федерации.

– И все же приоритетом работы является…

– Будущее. Развитие детского хоккея.

– От млада перейдем к «стару». Что делается для ветеранов?

– Ежегодно при прямой поддержке Президента Татарстана федерация проводит турниры среди ветеранов, 35+ и 40+. Команды этих возрастов принимают участие во всех значимых турнирах, начиная с чемпионатов мира. Но политику по отношению к ветеранам надо переформатировать, в том числе и со стороны федерации, финансирование их соревнований, материальную помощь им надо отдельной строкой внести в бюджет, чтобы каждый раз не ходить к Президенту просить средства на поездки и прочее.

– Как часто Вам самому удается играть в хоккей, поддерживать форму?

– Два-три раза в неделю. Причем в разных составах, с разными партнерами. Интересно в этом году случилось. Я играю за «Торнадо» в первенстве НХЛ. Чувствую, спад перед плей-офф начался в команде, проседает. Не идет игра даже в матчах с заурядными соперниками. Чувствую, что-то с характером у парней. Пошел к тренеру, сказал: «Выставляй в основной состав» (мне все- таки уже давно и не 40, и не 50, весь матч в темпе проводить не могу). Выставили, вышел, забил две шайбы. Матч выиграли, и после этого «Торнадо», несмотря на все проблемы, стала первой. По известной причине мы не смогли поехать в Сочи на традиционный фестиваль Ночной лиги, но думаю, что и на следующий год продолжу за команду выступать. В Сочи в прошлом году я выходил и в финальных играх. Конечно, беру свое не столько мастерством и классом, а характером, мотивацией. Играю и за недавно образованную команду «Добрыня», в которой собраны священнослужители и прихожане казанских храмов. Она тренируется, готовится к соревнованиям любительских команд, постоянно играет. Кстати, представители этих команд – Камиль-хазрат, отец Алексей – принимали участие в товарищеских играх детей-инвалидов по следж-хоккею.

– С Президентом Миннихановым на льду встречаетесь?

– Регулярно. Рустам Нургалиевич – настоящий фанат хоккея. Он в хорошей спортивной форме, с готовностью откликается на предложение принять участие в разных турнирах, матчах, в том числе и с участием иностранных ветеранов – из Чехии, Канады. В игре он выкладывается полностью – на льду Президент такой же максималист, как и в политике, экономике, других сферах деятельности.

– Чаще играете с Рустамом Нургалиевичем в одной команде?

– Чаще против… на тренировках. А в командах – в одних.

– Андрей Александрович, Вы человек, известный не только в силовых, скажем так, но и в спортивных кругах. У Вас много друзей, в том числе знаменитостей из мира политики, спорта, искусства…

– Я воспитан на рок-музыке и поэтому особо ценю дружбу, которая идет из 80-х, с нашим общим с вами товарищем, большим музыкантом и настоящим гражданином Юрием Шевчуком. Приятельствуем с Чижом (Сергеем Чиграковым), Андреем Сапуновым. Если брать мир культуры и искусства шире, то вы знаете, что мы были в потрясающих отношениях с семьей Говорухиных – Станиславом Сергеевичем, Юноной Ильиничной и их сыном Сергеем, безвременно ушедшим от нас талантливым кинорежиссером. Сережа познакомил меня с актером Сергеем Маховиковым. С Игорем Бутманом, отличным музыкантом и огромным любителем хоккея, часто встречаемся на льду. Общаемся с Александром Розенбаумом.

– С кем из мира спорта у Вас сложились теплые отношения?

– С выдающимися хоккеистами Александром Сергеевичем Якушевым, Виталием Прохоровым, Алексеем Морозовым, Данисом Зариповым, Андреем Коваленко… да практически со всем хоккейным миром. Хорошо знаком с легендарной фигуристкой Ириной Родниной, Натальей Рагозиной.

– И последний вопрос. Опять хоккейный. Этот сезон из-за эпидемии пришлось завершить досрочно, но все клубы системы «Ак Барса» добились небывалого ранее успеха: «Ак Барс», «Барс», «Ирбис» не только уверенно вышли в плей-офф в своих лигах, но и не менее уверенно преодолели первые раунды. Что это – случайное совпадение или система в действии?

– Конечно, второе. Зинэтула Хайдярович Билялетдинов добился с «Ак Барсом» потрясающих успехов и оставил после себя богатое наследство и победные традиции. Плюс грамотно проводимая селекционная политика. Необходимо отметить деятельность президента клуба Наиля Ульфатовича Маганова – системного, требовательного, современного руководителя. А как не сказать добрые слова в отношении Дмитрия Квартальнова? В первый же год работы в клубе он смог в полной мере проявить свою амбициозность, желание добиться результата с командой, которой он отдал несколько лет карьеры, добыть трофей для республики, города. Ну и в «Барсе» и «Ирбисе» наставники, соответственно Сергей Душкин и Ильназ Загитов, совсем недавно работают в пирамиде «Ак Барса», но уже добились впечатляющих результатов. А все потому, что работают по одной системе, постоянно контактируют друг с другом, в том числе и в плане «доводки» собственных воспитанников до высокого профессионального уровня.

Александр НОРДЕН

На главную
Яндекс.Метрика