Зуля КАМАЛОВА: «Кажется, мир был абсолютно другим…»

Известная певица Зуля Камалова, проживающая в Австралии, в прошлом году записала свой шестой альбом на татарском языке «Алты кон ярату» на стихи замечательного казанского поэта Йолдыз Миннуллиной и с большим успехом презентовала его в Казани в рамках фестиваля TAT CULT FEST и на сцене театра им. Г. Камала в ходе полноценного сольного концерта.

По словам Зули, в последние годы она особенно чувствует связь с родным народом и сейчас, в трудный для родного языка период (его обязательное изучение в Татарстане отменено), считает необходимым продолжать работу в намеченном ею ключе.

– Зуля, как Вы проживаете непростой период пандемии? Удается ли проводить его плодотворно?

– Увы, у нас в Мельбурне второй карантин. В конце мая в Австралии начали снимать ограничения, и мы даже успели в конце июня выбраться за город на неделю, походить в горах Грампианс. Но в то же время начали учащаться случаи заражения COVID-19 именно в Мельбурне, и нас снова закрыли на шесть недель. Почему-то вторично тяжелее переносится. Хотя, возможно, я немного позабыла про ужас и страх, сопровождавшие первый карантин, начавшийся в Австралии в конце марта. Сейчас ситуация, наверное, даже серьезнее, но в то же время все немного привыкли к пандемии, как бы странно это ни звучало.

А еще во время первого карантина у меня была задача закончить работу над магистерской, и данная цель меня поддерживала. Нужно было придумать альтернативный метод подачи материала, и почти вся моя энергия была направлена на это. Сейчас, когда я все уже сдала, надо срочно придумывать какой-то проект, иначе может начаться депрессия. Надеюсь, я что-нибудь придумаю.

– Зуля, как австралийцы переживают пандемию коронавируса?

– К счастью, государство помогает, и поэтому нет сильной паники, но проблема в том, что культура и искусство поставлены на паузу, и есть подозрение: многие не смогут вернуться к прежней творческой деятельности. Действует так же система грантов, но конкуренция такая, какой никогда еще не было. Потому что все сидят дома и пытаются что-то придумывать.

– Огромное впечатление произвел на слушателей Ваш прошлогодний концерт в театре им. Г. Камала в Казани с участием Радифа Кашапова, Саиды Мухаметзяновой и других. Какое у Вас осталось воспоминание об этом выступлении? Не планируете выпустить live-альбом этого концерта?

– Спасибо. Это был эпохальный концерт. Неизвестно, когда еще такое можно будет претворить в жизнь. Надеемся в ближайшем будущем смонтировать видео и выпустить его в свет, это будет приятным воспоминанием.

– Идет ли работа над новым альбомом или пока решили взять паузу после пластики «Алты кон ярату» на стихи Йолдыз Миннуллиной?

– Да, хорошо бы начать работу над чем-то новым. В последнее время в рамках работы над магистерской я занималась экспериментальным иммерсивным междисциплинарным проектом. К сожалению, в условиях пандемии его трудно показывать, но, может быть, в какой-то версии это будет возможно. Я попытаюсь описать. В нем зрителей приглашают принять участие в представлении, где они должны сыграть роли волонтеров в эксперименте с искусственным интеллектом в вымышленной лаборатории НAIL (Human and Artificial Intelligence Laboratories). Для того чтобы сдать магистерскую, я осуществила этот эксперимент по почте, направив участникам инструкции и необходимый реквизит бандеролью, а также предварительно записав аудио и видео, которые они в итоге слушали и смотрели в интернете. Если пандемия с нами надолго, возможно, это и есть перспективный способ подачи материла.

– Были ли у Вас какие-то открытия в музыке в последнее время?

– К сожалению, в последнее время не было времени ни на что другое, кроме проекта, о котором рассказала. Для себя иногда разучиваю вещи на фортепиано. Эрик Сати очень полезен для мозга и успокоения, на мой взгляд.

– Удалось ли посмотреть сериал «Зулейха открывает глаза» по роману Гузель Яхиной?

– Решила не смотреть, увидев нездоровый ажиотаж вокруг него в интернете. Очень много сейчас троллинга повсюду на любую тему, это меня настораживает. Я не люблю, когда люди, далекие от творчества и никогда сами ничего не сделавшие, отрываются на тех, кто что-то делает.

– Зуля, собираетесь ли в этом году принять участие в праздничных мероприятиях, посвященных 100-летию ТАССР, в Казани?

– Трудно сказать, когда я теперь смогу приехать в Казань. Поскольку в Австралии ситуация с COVID-19 достаточно умеренная, есть ощущение, что власти пытаются остановить дальнейшее распространение вируса. Что это даст в долгосрочной перспективе, пока не понятно.

– Какие у Вас воспоминания связаны с участием в легендарном фестивале «Сотворение мира», проходившем в 2008 году в Казани с участием мировых и российских звезд рок- и фолк-музыки?

– «Сотворение мира» – будто история из прошлой жизни. Всего-то 12 лет прошло, а кажется, что мир был абсолютно другим…

Фарид ДИБАЕВ

Фотографии из личного архива
Зули Камаловой

На главную
Яндекс.Метрика