Год завершен на отлично

Дорожная сеть республики с каждым годом прибавляет и количественно, и качественно. Для стабильного роста отрасли есть все необходимое: промышленная база, хорошо подготовленные подрядчики, общая организация дела, во главе которого стоят высококвалифицированные профессионалы. Об итогах 2020 года беседуем с министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фаритом ХАНИФОВЫМ.

За год построены, реконструированы, отремонтированы десятки километров дорог Татарстана

– Фарит Мударисович, для многих отраслей год выдался сложным, пандемия создала ряд тяжелых проблем для экономики, а как 2020 год прошла дорожная отрасль республики?

– Вся отрасль и государственные службы и подрядные организации работали в обычном режиме, разумеется, с соблюдением всех требований Роспотребнадзора в части обеспечения безопасности работающих людей. Нам останавливать работу нельзя. Дороги – это стратегический компонент всей экономической системы. Потеря темпа в дорожной отрасли нанесет удар по всей промышленности и социальной сфере. Поэтому ни один пункт из запланированного не был отменен. Этот свой тезис я могу подтвердить реальными цифрами.

В 2020 году за счет программы дорожных работ построены и реконструированы 61,746 км автомобильных дорог, 4 путепровода (в том числе 2 путепровода – на автодороге «Южная») и 13 мостов. Отремонтированы и капитально отремонтированы 371,6 км автомобильных дорог регионального значения и 6 мостов.

Построены дороги с твердым покрытием к 10 населенным пунктам протяженностью около 27 км, в том числе за счет средств федерального бюджета – к 6 населенным пунктам.

Обновлены подъезды к 30 фермерским хозяйствам общей протяженностью 19,2 км и к 22 садовым обществам общей протяженностью 17,1 км, отремонтированы дороги к 11 детским оздоровительным лагерям общей протяженностью 16,565 км.

Кроме того, в 2020 году приведена в нормативное состояние дорожно-уличная сеть в населенных пунктах из щебеночно-песчаной смеси общей протяженностью 144,7 км и отремонтировано существующее асфальтобетонное покрытие населенных пунктов общей протяженностью 89,0 км.

Обратите внимание на важный момент. Работа по совершенствованию дорожной сети ведется по всей республике. Мы не только занимаемся крупными объектами, а стремимся поддерживать в нормативном состоянии все дороги: и большие, и малые.

Безопасные и качественные дороги Татарстана

– Сегодня часть новостей из дорожной отрасли начинается с упоминания БКАД. Как в республике решаются задачи федерального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»?

– Ориентир на рост качества и безопасности дорог в республике был всегда, просто с появлением федерального проекта стали чаще делать акцент именно на БКАД. И если говорить именно об этом национальном проекте, то Татарстан начал его реализацию с 2019 года на региональной сети и в трех агломерациях – Казанской, Набережночелнинской и Нижнекамской. Поставлена задача к 2024 году увеличить долю дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, с 46,3% до 50%, автомобильных дорог городских агломераций – в среднем с 80,47% до 85% и в два раза – с 128 до 64 – снизить количество мест концентрации ДТП.

За эти два года по нацпроекту в Татарстане отремонтирован 271 объект общей протяженностью 460,4 км. По итогам 2020 года Татарстан вошел в число 12 российских регионов, показавших наилучшие результаты в реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Итоги озвучил 19 ноября первый вице-премьер Марат Хуснуллин в рамках «Транспортной недели» в Москве.

– Какие работы по нацпроекту были выполнены в 2020 году?

– В 2020 году по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отремонтировано 261,6 км дорог.

Среди крупных объектов – открыто движение по первому этапу строительства Большого Казанского кольца на участке от улицы Мидхата Булатова до Борисовской. Строительство было начато в 2019 году.

Первому этапу Большого Казанского кольца присвоено название «Магистраль 100-летия ТАССР». Сюда входит четырехполосная дорога, которая запроектирована по категории магистральной улицы общегородского значения первого класса с двумя полосами автомобильного движения в каждом направлении и с пешеходными тротуарами шириной от 2 до 4,5 м. Между полосами встречного движения проложена разделительная полоса шириной 9,5 м для двух трамвайных путей. Над Фермским шоссе в рамках первого этапа построен путепровод длиной почти 110 м (109,7 м) и шириной 36 м под четыре полосы движения автотранспорта и две трамвайные линии. Движение пешеходов через построенный участок Большого Казанского кольца с безопасным выходом на остановочные платформы трамвая обеспечивает новый надземный пешеходный переход на улице Борис­ковской.

Каждый год Татарстан будет прирастать новыми дорогами

– Надо полагать, объемы работ снижаться не будут. Расскажите о планах развития дорожной сети республики на 2021 год.

– По Программе дорожных работ в 2021 году планируется построить и реконструировать 55,5 км дорог, путепровод и 6 мостов, отремонтировать 145,4 км дорог и 5 мостов. Также будут отремонтированы подъезды к садовым обществам на общую сумму 300 млн рублей. В рамках программы ремонта дорожно-уличной сети с применением щебеночно-песчаной смеси планируется выполнить работы на общую сумму 1 млрд рублей. В населенных пунктах будет обновлено асфальтобетонное покрытие на 1 млрд рублей и за счет средств муниципального дорожного фонда – на общую сумму 1,18 млрд руб-
лей.

Что касается национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», то в 2021 году в планах отремонтировать около 174,8 км дорог.

Также в следующем году в рамках нацпроекта будет введен в эксплуатацию второй этап Большого Казанского кольца на участке от улицы Борисковской до улицы Технической протяженностью 1,222 км. Первый участок объекта протяженностью 700 м, куда вошло строительство моста через Монастырскую протоку и трамвайных путей, введен в августе 2020 года. На данный момент в тестовом режиме открыли движение транспорта на втором участке протяженностью 522 м. Здесь уложено в нижнем слое асфальтобетонное покрытие. Верхний слой будет уложен весной 2021 года.

– Проблема качества дорог не исчерпывается одним лишь национальным проектом БКАД, несмотря на всю его значимость. Например, недавно был принят технический регламент Таможенного союза, устанавливающий новые требования к качеству.

– Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011) устанавливает требования безопасности к автомобильным дорогам на всех этапах реализации объектов капитального строительства. В частности, их проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации. На данный момент требования технического регламента Таможенного союза включены в технические задания на проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального значения.

Технологический уровень дорожной отрасли соответствует любым современным требованиям

– Ключевой компонент отрасли – это подрядные организации. Очень многое зависит от их профессионализма, технической и технологической подготовленности. Каких подрядчиков, работающих в республике, Вы могли бы выделить?

– В Татарстане немало дорожных организаций, которые располагают мощными производственно-техническими базами, передовыми технологиями, подготовленным персоналом ИТР и квалифицированными рабочими. Среди крупных, в частности, могу выделить АО «Татавтодор», ОАО «Каздорстрой», ОАО «Алексеевскдорстрой», ООО «Волгадорстрой», ООО «Татнеф-
тедор».

На хорошем уровне работают и проектные организации, с решений которых начинается любое строительство или реконструкция. Хотелось бы выделить среди лучших АО «Институт по проектированию объектов дорожного хозяйства Республики Татарстан «Татдорпроект», АО «Транспроект», ООО «Спецдорпроект»,
ООО «Институт АгроТрансПроект».

Подрядные организации республики имеют современные производственные мощности, 23 современные асфальтосмесительные установки ведущих мировых производителей AMMANN, BENNINGHOVEN, MARINI. Это позволяет выпускать все типы асфальтобетонных смесей и обеспечивать их качество с высокой точностью соответствия утвержденной рецептуре.

Высокого уровня работ позволяют достичь современная асфальтоукладочная техника и специализированная техника для устройства и укрепления оснований. Для этих целей в Татарстане есть 9 машин для ресайклинга производителей CATERPILLAR, WIRTGEN, BOMAG.

– То есть технологический уровень республиканской дорожной отрасли достаточно высокий?

– Я бы сказал больше: он не просто высокий, дороги Татарстана, технологический уровень их строительства и содержания соответствуют всем требованиям федеральных нормативов. Такую планку удается поддерживать именно за счет внедрения лучших мировых и российских разработок в области материалов и дорожной техники. На территории республики с 2011 года успешно применяются ресайклеры, или регенераторы-смесители, для стабилизации грунта, устройства слоев основания, укрепленных минеральными вяжущими, и холодной регенерации при капитальном ремонте автомобильных дорог регионального значения.

Говоря о 3D-технологиях, можно отметить, что высокий уровень проектирования уже с 2006 года делает возможным применение систем автоматизированного управления дорожно-строительной техникой (автогрейдерами, дорожными фрезами, бульдозерами). Используемое с 2002 года 3D-нивелирование на базе цифровой модели проекта позволяет с высокой точностью и с меньшими временными тратами реализовывать наши объекты.

Республика идет в ногу со временем, и в будущем ожидается переход к концепции BIM (Building information modeling). Данная технология дает возможность более эффективно планировать, проектировать и строить объекты капитального строительства.

– Как Вы оцените перспективы дорожной отрасли Татарстана?

– У нас есть продуманный и реальный план развития отрасли, вся необходимая база для решения поставленных задач, и я уверен, что, как и в прошлые годы, дорожники Татарстана справятся с любыми поставленными перед ними задачами. А работы будет много. С развитием экономики республики потребность в хороших дорогах будет только расти, поэтому возможности расслабиться и работать вполсилы у нас просто не будет.

Наталья ЭЛЛЕР

На главную
Яндекс.Метрика