МИХАИЛ ЧЕРЕПАНОВ: «В ФИЛЬМЕ О МУСЕ ДЖАЛИЛЕ БУДЕТ МНОГО ЭКШЕНА И МАЛО ПРАВДЫ»

К съемкам фильма о Мусе Джалиле скоро приступит Продюсерский центр «Синема Продакшн», известный по сериалам «Дальнобойщики», «Есенин», «Тихий Дон» и нашумевшей военной драме «Собибор». Однако картина будет иметь мало общего с реальной историей жизни поэта-героя, несмотря на то что первоначальный сценарий Насура Юрушбаева высоко оценили восемь джалилеведов, признав, что он максимально близок к исторической правде. Почему так произошло и какие белые пятна в биографии Мусы Джалиля остались до сих пор незаполненными, рассказал Михаил ЧЕРЕПАНОВ, историк, старший научный сотрудник Музея-мемориала Великой Отечественной войны в Казанском кремле.

– Михаил Валерьевич, как могло получиться, что «Синема Продакшн» купила сценарий Насура Юрушбаева и именно он будет значиться в титрах как его автор, но снимать картину будут совсем по другому сюжету?

– Идея снять художественный фильм о Мусе Джалиле к кинодокументалисту Насуру Юрушбаеву пришла в конце нулевых. Мы знакомы еще со студенческих времен, когда в 80-х годах в составе «Снежного десанта» КГУ вместе с ним ходили в Долину смерти в Новгородской области, где Джалиль попал в плен. Насур женился на студентке из ГДР и долгое время жил в Германии. И вот как-то, придя в мемориал тюрьмы Плетцензее, где казнили джалильцев, он увидел, что какая-­то женщина кладет к портрету Джалиля не цветы, а траву душицу, которую татары называют матрушкой. Насур спросил, не из Татарии ли она, женщина ответила, что она немка, жительница Берлина, а матрушку положила потому, что ее мать и Муса Джалиль назначали свидания в берлинском зоопарке, где росла эта трава. Напросившись в гости к этой женщине, Насур увидел фотографию Мусы с ее матерью. В общем, все говорило о том, что, возможно, это еще одна дочь Джалиля. Насур решил снять об этом художественный фильм. Я сказал, что если он хочет писать сценарий, то тот должен быть не о личной жизни Мусы, а о сути его подвига. Ведь его казнили на гильотине как государственного преступника не за стихи, а «за ущерб, нанесенный военной мощи рейха» – так было написано в приговоре.

Насур работал над сценарием 11 лет (кстати, столько же Михаил Булгаков писал «Мастера и Маргариту») и принес его в Министерство культуры Татарстана еще в январе 2019 года. Он хотел снимать фильм о Джалиле сам, но ему сказали, что республика одна такой проект не потянет, придется подключить москвичей. Выбор пал на Продюсерский центр «Синема Продакшн», который к тому времени закончил съемки «Собибора», и москвичи настояли на том, что они могут вносить в сценарий изменения. По факту же переписали его полностью, изменив и историю Мусы Джалиля. Получился экшен в духе «Собибора». Не удивлюсь, если руку к нему приложил Константин Хабенский, для которого, кстати, этот фильм стал дебютом в качестве сценариста и режиссера. Будет очень обидно, если картину, бюджет которой, по некоторым данным, составляет около 400 млн рублей и финансируется Татарстаном и «Синема Продакшн» на паритетной основе, в итоге снимут по московскому сценарию. Он, бесспорно, написан в более динамичной манере и будет хорошо смотреться. Но многие важные факты там опущены, а некоторые просто перевернуты с ног на голову. Например, офицер ГРУ Гайнан Курмашев, который сдавался в плен с заданием разложить изнутри Волжско-татарский легион «Идель-Урал», выглядит там полным идиотом. По версии москвичей, он хотел всего лишь убить пару фашистов, и только мудрый Муса Джалиль, которого, кстати, Курмашев до этого чуть не зарезал, наставил его на путь истинный, убедив, что гораздо полезнее для Родины будет вести среди легионеров пропаганду, чтобы они не воевали на стороне фашистов. На самом деле все было ровно наоборот. Гайнан Курмашев имел четкое задание от своего руководства – убедить Мусу Джалиля вступить в легион «Идель-Урал» и с его помощью вести подрывную работу.

– Очевидно, это не единственный эпизод, где историческая правда, мягко говоря, искажена?

– Конечно. Например, момент пленения Джалиля придуман от начала до конца. Как известно, это произошло 26 июля 1942 года в ходе провалившейся Любанской наступательной операции, целью которой было полное снятие блокады Ленинграда. Он был военным корреспондентом газеты «Отвага», выпускавшейся во 2-й Ударной армии, которой командовал генерал-лейтенант Андрей Власов, впоследствии возглавивший Русскую освободительную армию, а после разгрома Германии по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР казненный через повешение. Джалиль имел звание старшего политрука, а комиссаров, как известно, фашисты расстреливали без суда и следствия. Но он был ранен осколком мины в левое предплечье, и его перевязала медсестра из Набережных Челнов, с которой я лично встречался, и женщина рассказала мне, как все было. Она сняла с него гимнастерку и белую рубаху, после чего перевязала рану. Так что в плен Муса попал в окровавленной белой рубахе, и ничто не указывало на его принадлежность к политсоставу. А по московскому сценарию уже в плену другой советский солдат срывает петлицы с гимнастерки Джалиля, чтобы немцы не узнали, что он политрук. Петлицы офицеров из числа политсостава действительно отличались от командирских, их окантовка была не золотистой, а черной. Но, кроме этого, на обоих рукавах гимнастерки старшего политрука были красные звезды с серпом и молотом, оторвать которые было просто невозможно, поэтому срывать петлицы не имело никакого смысла. Безымянному автору последней версии сценария не мешало бы привлечь к своей работе консультанта или, на худой конец, хотя бы заглянуть в «Википедию».

– Джалиль, настоящая фамилия которого Залилов, назвался в плену Гумеровым, чтобы не быть узнанным. Как долго это ему удавалось и повлияло ли как-то на его судьбу?

– Недолго. Джалиль был известным татарским поэтом, заведовал литературной частью Татарского государственного театра оперы и балета, где всего за пару недель до начала войны состоялась премьера оперы «Алтынчеч» Назиба Жиганова на либретто Мусы Джалиля. Наконец, его фотографии вместе со стихами печатались в газетах. Словом, он был едва ли не единственным татарином, которого знали все татары СССР. К тому же уже осенью 1942-го он оказался в лагере для военнопленных в польском городке Демблин, где находился Гайнан Курмашев, с которым они были знакомы еще по Казани. И хотя тот представил его своим товарищам как Мусу Гумерова, детский писатель Абдулла Алиш, тоже попавший в плен, сразу же узнал в нем Джалиля. Словом, это был тот самый случай, когда шила в мешке не утаишь. Ну а когда председатель комитета «Идель-Урал» Шафи Алмас в декабре 1942 года приехал в Демблин агитировать пленных татар и башкир вступить в добровольческий легион, то, едва Джалиль попался ему на глаза, он сразу же его узнал. Дело в том, что, когда они жили в Оренбурге, он был другом отца Мусы, смерть которого якобы от болезни странным образом совпала с приходом в город красных в 1919 году. То есть знал Мусу еще мальчишкой. Шафи Алмас пригласил Джалиля работать в комитете, но тот отказался. И только позже, обсудив создавшееся положение с Курмашевым, согласился принять это предложение. Его по-прежнему называли Мусой Гумеровым, но все прекрасно знали, кто он на самом деле. А уже в феврале 1943-го в лагере для легионеров в немецком Вустрау один из главных идеологов фашистской Германии и рейхсминистр Восточных оккупированных территорий Альфред Розенберг предложил ему стать ответственным секретарем газеты «Идель-Урал». Естественно, он делал это предложение не какому-то никому не известному Мусе Гумерову, а Мусе Джалилю. Но и на этот раз тот отказался, только уже из совсем других соображений. Приняв это предложение, он оказался бы привязан к редакции и не имел бы возможности общаться с другими легионерами, а также разъезжать с концертами по лагерям для военнопленных, что он и делал затем в течение нескольких месяцев вплоть до своего ареста в августе 1943 года.

– С концертами?!

– Да, ему разрешили создать агитбригаду для того, чтобы он ездил по лагерям для военнопленных, агитируя вступать их в легион «Идель-Урал». На них он, конечно же, читал стихи, и первым было стихотворение «Варварство». Его всегда читают на всех конкурсах:

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами…

И когда нам сейчас комментируют это стихотворение, то всегда говорят, что речь, конечно же, идет о фашистах: «Пришел хмельной майор». Берем оригинал, то есть факсимильное издание рукописи самого Мусы, который был опубликован не так давно, и показываем это слово тем, кто знает арабский алфавит. Кто расстреливает? Не майор, а мадьяр, то есть венгр. Причем в заголовке стихотворения написано: «Из пьесы, напоминание о 1919 годе». О каких же это расстрелах, совершенных венграми 100 лет назад, мог написать Джалиль? А дело в том, что так называемое «Вилочное восстание» против Советской власти в 1919–1920 годах на территории Татарии подавляли как раз красные, скажем так, интербригады, состоявшие из венгров, чехов и поляков. И татары это отлично помнят до сих пор. Кстати, об отношении венгров к пленным говорит такой факт, что во время Сталинградской битвы нашим солдатам был дан приказ венгров живыми в плен не брать, поскольку они отличались особой жестокостью.

Я встречался со свидетелем этих концертов. Дед моей жены Сагидулла Набиуллин, родом из Муслюмовского района, который прожил 101 год, рассказывал мне об этом так: «Попал в плен, сижу в лагере. Вдруг на сцену выходит Муса Джалиль и начинает стихи читать, какие-то плохие стихи. Про расстрелы, репрессии». Куда, вы думаете, побежал после этого концерта в 1943-м 18-летний мальчишка? В легион? Нет, к партизанам. Он, говорит, представил, что будет с его женой и дочерью, если он пойдет воевать за Гитлера. Расстрелять, конечно, не расстреляют, но палочку в деревне за трудодень не поставят, и они просто умрут от голода. И он убежал к партизанам. Руководитель Татарского посредничества в Германии Стамати, когда уже в самом конце войны руководство вермахта спросило у него, почему татары не стали воевать на стороне Гитлера, ответил, что главной причиной было то, что они испугались за своих родственников.

– Сначала Джалиля объявили предателем, а после того, как «Моабитская тетрадь» попала в руки к Константину Симонову, он организовал перевод его стихов на русский и написал в центральных газетах статью об истинной роли Мусы Джалиля в легионе «Идель-Урал», с него сняли это позорное клеймо и назвали героем. В 1956 году ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза, и с тех пор считается, что именно Джалиль был руководителем татарского подполья в легионе «Идель-Урал». Неслучайно одиннадцать человек, казненных 25 августа 1944 года в берлинской тюрьме Плетцензее, называют джалильцами. Но ведь в документах суда они значились как «Группа Курмаш и 10 других»…

– Да, в действительности подпольем в легионе руководил Гайнан Курмашев, и вся эта работа была тщательно спланирована в Главном разведывательном управлении Генерального штаба Красной Армии еще в 1941 году, но сведения об этом были рассекречены только 75 лет спустя. Ведь и о существовании самого ГРУ мы узнали не так давно из романа Виктора Суворова «Аквариум». Курмашев привлек к этой работе Джалиля, чей авторитет среди татар был непререкаем, и с его помощью разложил легион «Идель-Урал» изнутри. И работа эта дала свои главные плоды уже после их ареста, когда они сидели в тюрьме «Моабит». Напомню: после того, как в феврале 1943 года один из батальонов легиона поднял восстание и с боем пробился к белорусским партизанам, «Идель-Урал» был переброшен на Западный фронт. И что из этого вышло? В конце лета 1942-го он позволил союзникам СССР без единого выстрела высадиться на южном побережье Франции, и 24 августа 1944 года они вошли в Париж. А на следующий день по личному приказу Гитлера «группу Курмаш и 10 других» казнили на гильотине в тюрьме Плетцензее «за ущерб, нанесенный военной мощи рейха». К сожалению, и эта сюжетная линия осталась за рамками последнего варианта сценария. Увы, если в него не будут внесены существенные изменения, что маловероятно, то в фильме о Мусе Джалиле будет много экшена и мало правды.

На главную
Яндекс.Метрика