«ВАССА». ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА

В культурной жизни столицы Татарстана – событие: Казанский академический русский Большой драматический театр им. В. И. Качалова представил премьеру спектакля «Васса» по пьесе Максима Горького. Сегодня мы беседуем с исполнительницей заглавной роли Светланой РОМАНОВОЙ, народной артисткой России и Татарстана, лауреатом Государственной премии РТ им. Г. Тукая, Литературной премии им. Марины Цветаевой. Наш разговор – о главной героине, ее непростой судьбе и о том, как актриса понимает один из самых сложных в русской драматургии образов.

– Светлана Геннадьевна, как Вы шли к воплощению противоречивого образа Вассы Железновой?

– Начнем с того, что идея постановки пьесы Горького «Васса» принадлежит нашему художественному руководителю Александру Яковлевичу Славутскому. Он долго вынашивал этот замысел и, когда понял, что готов воплотить его в реальность, предложил пьесу творческому коллективу. Началась активная, кропотливая работа. Образ Вассы, конечно, очень глубокий. Вначале мне было трудно принять его, я не до конца понимала Вассу, но в процессе изучения ее характера все изменилось. Спектакль только начинает свою жизнь в нашем театре, образ моей героини только начинает принимать очертания, поэтому, безусловно, многое еще будет дорабатываться. Это естественно. Но уже одно могу сказать точно: я ее поняла, полюбила. Очень ее жалею. Вот даже сейчас говорю о ней – и слезы наворачиваются, потому что тяжелая, трудная, несчастливая у нее судьба. Есть выражение «Смерть ей к лицу». Это о Вассе. Возможно, ей легче стало, она вырвалась из тяжелой пучины, которая ее затянула. Ее жизнь как большая мутная река. Она так и говорит: «Не знаю, куда плыть, берега не вижу». А ведь и старалась, и пыталась делать так, как, по ее представлениям, нужно. Конечно, за многие поступки ее осуждают… На днях мне попалась статья, где Вассу, грубо говоря, размазали, объявив ее сумасшедшей, психически нездоровой. Нет! Она здоровая, трезвая. И очень одинокая, несмотря на большую семью.

– Как она относится к своим детям, мужу, брату?

– Она любит их, конечно. По-своему защищает, оберегает. Да, ее называют тираном. Но Васса заботится о домашних, даже балует их. Захотела младшая дочь Людмилка (арт. Алена Козлова) садик – купила ей садик. Вот со старшей Натальей (арт. Ксения Храмова) не получается выстроить отношения. Возможно, если б Вассе было дано подольше пожить, они нашли бы общий язык и Наталья поняла бы маму, сблизилась с ней. Нам показан очень короткий и очень сложный период их взаимоотношений… Материально поддерживает тяжелобольного сына Федора – революционера, который живет за границей, растит его сына. А как она внука бережет! Отправила подальше, в деревню от этой неправедной суеты.

Да, не хочет отдавать ребенка Рашель (засл. арт. РТ Эльза Фардеева), многие за это ее осуждают – как это, не отдать сына родной матери? Какой матери?! Для которой ребенок не важен, а важны деньги, революция? И мужа Сергея (нар. арт. РФ и РТ Геннадий Прытков) моя героиня любила. А ведь он ее бил, унижал, изменял ей. Но простила. Последнего преступления простить не смогла, хотя и пыталась спасти растлителя от каторги, давая огромные взятки. Не удалось откупиться – уговорила принять «порошок» и пусть таким образом, но все же спасла от тюрьмы и людского презрения. Она говорит: «Честью семейной дорожу». Вот и дорожила, как могла. Покрывала позор и мужа, и брата Прохора (засл. арт. РФ, нар. арт. РТ Михаил Галицкий). А своей судьбой, своим сердцем не дорожила.

– Вы ее защищаете?

– Да, я ее защищаю. Причем отмечу, что, если б наш разговор состоялся в начале моей работы над ролью, я бы, наверное, так не говорила. А сейчас говорю, потому что уже прожила вместе с ней этот кусок жизни и еще буду жить вновь и вновь. Какой характер! Держит на себе пароходство огромное, миллионное дело, а? По тем временам, да и по нынешним не каждому мужчине под силу такое, а она женщина.

– Светлана Геннадьевна, есть ли поступок Вассы, который Вы никогда бы не совершили?

– Не могу ответить категорично «нет».

– Потому что?

– Не знаю… Мне странно, как она с Сергеем своим живет… Такая любовь искалеченная. Но любит ведь, хоть и смерть предлагает. Опять во благо семьи, да и его самого. Иногда у меня появляются какие-то мысли, наверное, примитивные – отпусти Натку, дай ей денег, пусть едет за границу. Сама себе отвечаю: ну поедет она за границу, сопьется ведь там, пропадет. Васса и не дает поэтому денег ни ей, ни брату – пустят по ветру. По-своему любит и брата, терпит этого пьяницу, развратника и бездельника. Называет его ласково Проша. Васса поставлена в тяжелые обстоятельства, когда необходимо быть жесткой. И мне ее жаль, безумно жаль.

– Глеб Панфилов в 1983 году снял фильм «Васса» с Инной Чуриковой в заглавной роли. Вы обращались к этой картине, анализировали игру актеров?

– Не обращалась, не анализировала. У каждого актера свое прочтение роли. Я фильм Панфилова хорошо знаю. В тот момент, когда он появился, это была неожиданная Васса, созданная великолепной актрисой. Но она другая. У меня – моя Васса. Кстати, первой исполнительницей роли Вассы была Фаина Раневская. К сожалению, записи не осталось. Всю жизнь великая актриса переживала, что не удалось передать в полной мере многогранность характера героини. В обществе Вассу осуждали, а Раневская пыталась найти крупицы добра, смягчить образ. Она тоже ее очень жалела. Потом была Вера Пашенная, это уже такое классическое, академическое решение роли, образец для последующего воплощения.

– Как известно, есть два варианта пьесы – первый создан в 1910 году, второй – за год до смерти автора, в 1935-м…

– Мы взяли вторую версию, убрав последние сцены, в которых показан дележ наследства, оставив зрителю место для размышлений. Пусть зритель подумает, что будет с семейством без Вассы…

– В пьесе есть еще одно действующее лицо – Волга.

– Она помогает создать атмосферу и лучше понять переживания героини. Когда Вассе хорошо, когда она остается в ночи одна или рано утром просыпается, смотрит на Волгу. Васса выросла на Волге. И какие бы ни были времена, нравы, сколько бы ни было трудов, всегда есть отдушина – великая река. Волга – родная ее река, дорогая. И в конце пьесы, когда она умирает, река начинает бурлить, будто засасывая ее… Когда я работаю Вассу, я на Волгу смотрю, знаю, что и моя Васса тоже любит ее, рядом с Волгой душа ее успокаивается. И в последние минуты рядом только Волга…

– Светлана Геннадьевна, Вы так вдохновенно говорите. Мне кажется, Вы будто заново открыли для себя Горького-драматурга.

– Горький – это эпоха. Очень хорошо об этом сказала Марина Цветаева, сожалея о том, что Нобелевскую премию присудили Бунину, а не Певцу революции: «…несравненно больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее – Горький. Горький – эпоха, а Бунин – конец эпохи». На какое-то время в нашем обществе забыли об Алексее Максимовиче. И хорошо, что вспомнили. Это поразительный человек, поразительное творчество. Неслучайно зарубежные театры часто обращаются к творчеству Горького. Счастье великое, что в нашем театре появилась эта пьеса и мы над ней работаем. Это удивительные судьбы, история нашей Родины. И… драма обо всех нас. Поэтому и трогает. Невольно задумываешься: что мы делаем не так, от чего отказались? почему остановились, не пошли дальше? каковы отношения с близкими, зачем я на этом свете?.. Правда ведь?

– Какое место в созвездии Ваших ролей занимает Васса?

– Одна из любимых. Наверное, то, что дается с трудом, становится более ценным. Я все время о ней думаю. Еще не привыкла к этой роли и, мне кажется, никогда не привыкну. Здесь простор для совершенствования. За день до спектакля начинаю нервничать, переживать и хочу снова войти в этот дом на Волге, увидеть родных людей и вновь прожить этот кусок жизни. Казалось бы, есть в моей актерской жизни и более сильные героини, но Васса ближе остальных. Я чувствую ее силу, и я чувствую ее слабость…

– У меня сейчас возникла параллель с Кларой Цаханассьян, которую Вы воплотили в спектакле «Визит дамы» Дюрренматта.

– Да, похожесть есть. Клара тоже несчастна. Богатство есть, а в душе пустота. Не случилось семейного счастья. Девятый муж… Да не нужны они ей – ни богатство, ни мужчины! Хочет вернуться в свои 16 лет, в старый заброшенный сарай, где была счастлива. Но мне кажется, Клара к этому миру все-таки неплохо адаптирована. Пользуется человеческими слабостями, мстит, манипулирует людьми и пусть не своими руками, но совершает убийство. Как и Васса. Но воспринимаются их поступки по-разному: Клара мстит за свою сломанную жизнь, Васса охраняет честь семьи. Два похожих сильных характера, и в то же время очень разные. Васса мне ближе. Роль эта для меня особенная. И, как я уже говорила, мы в начале пути. Кто знает, возможно, со временем появятся новые интонации, иные жесты и зритель увидит другую Вассу. Кто знает… После премьеры все только начинается, только начинаешь набирать воздух, высоту.

– Спасибо за интересную беседу, Светлана Геннадьевна. Удачи Вам, интересных актерских находок! И огромная благодарность всему творческому коллективу за «Вассу» – постановку, в которой все сложилось в единое гармоничное действо: и текст пьесы, и игра актеров, и декорации, и совершенно неожиданный вальс Шостаковича.

Светлана СНЕГИРЕВА

Фото предоставлены пресс-службой театра им. В. Качалова

На главную
Яндекс.Метрика