Счастливый человек Александр Норден

О нем и его семье с древними немецкими корнями, потомке Ганнибала и родственнике Пушкина, написано достаточно. Поэтому сегодня мы узнаем о новых, неожиданных гранях жизни Александра НОРДЕНА.

– Александр, в этом году у Вас юбилей, а это возможность оглянуться на пройденный путь…

– Меня немного пугает солидная дата, стараюсь о ней не думать, а жить сегодняшним днем. Не могу выделить какое-то «дело всей жизни» – старался жить в ладу с самим собой, своими принципами, заниматься тем, что интересно, быть полезным людям. Рад, что родился и вырос в Советском Союзе, – если убрать излишнюю риторику и пропагандистскую шелуху, это было государство, где человек чувствовал себя защищенным и уверенным в будущем. Уже побывав в новых реалиях в так называемых «постсоветских» странах, убедился, что и разговоры о «единой общности – советском народе» не были пустым звуком. А о советском футболе и спорте вспоминается как о Золотом веке. Но в целом рад, что, определил свои приоритеты – забота о родителях, любимый человек, дочь, путешествия, историческая наука, спортивная журналистика.

– Кто Вы в первую очередь – преподаватель, комментатор, спортивный журналист?

– В первую очередь – счастливый человек. Все, чем я занимаюсь, приносит мне удовольствие, и нет смысла расставлять занятия и профессии по рейтингу.

Прошлым летом, когда я начал работать методистом (гид по маршруту, бортовое радио) на теплоходе, я по-настоящему понял, что такое «работа в кайф» – это когда ежедневно занят по 12-14 часов в сутки, но от этого балдеешь, потому что вокруг красавица Волга и то, что ты рассказываешь, с интересом слушают туристы, потому что рассветы и закаты, от которых не оторвешь взгляд. И когда преподаешь в Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма историю физической культуры с ее античными Олимпийскими играми, рыцарскими турнирами и давно забытыми идеалами Пьера де Кубертена, видишь огонек в глазах студентов, это тоже приносит, как говорилось раньше, чувство глубокого удовлетворения. Здорово вдохновляет, когда провел хоккейный репортаж и дочка присылает скриншот с форума болельщиков: «Эмоции Нордена бесценны».

– Насколько я знаю, последнее лето Вы провели довольно необычно.

– С пяти лет путешествовал (со взрослыми, естественно) по Волге на туристических и пассажирских теплоходах. От Ленинграда до Астрахани, был на Валааме, в Кижах, на колесном пароходе (сейчас таких не осталось) по Белой доходил до Уфы. Всегда мечтал продолжить такие путешествия. Наконец в зрелом возрасте мечту удалось воплотить в реальность. Заключив контракт с туристической компанией «Водоходъ», специализирующейся на речных круизах, я теоретически «прошел» всю Волгу, то есть составлял тексты по всем примечательным местам маршрута Москва – Астрахань, отправлял их на корректировку в головной офис и летом 2020-го дебютировал на теплоходе «Александр Суворов» по маршруту Казань – Ростов-на-Дону – Астрахань. Минувшим летом моя навигация составила уже в общей сложности 95 дней, и прошел (уже не теоретически) всю Волгу – от Твери до Астрахани. В рейсы уходили из Москвы, и 26 дней из 95 провел на Канале имени Москвы – грандиозной стройке сталинской эпохи, возведенном в 30-е годы прошлого века. Работа безумно интересная, здесь пригодились и знание маршрута, истории, поставленный (в ходе более чем 15-летней работы комментатором) голос, умение коммуницировать с совершенно разными туристами, пришлось даже припомнить навыки диджея, о которых не вспоминал со времени проведения танцевальных вечеров в общежитии Казанского университета в студенческие годы. Ну а главное – я каждый день признавался в любви к Волге, красивейшей из всех рек!

– Как на все хватает времени и сил?

– Работа методистом – прекрасный тренинг тайм-менеджмента. Весь день живешь буквально по минутам, строишь график работы так, чтобы туристы не опоздали на обед, на экскурсию, чтобы в нужный момент вышли на палубу, увидели село, где была старинная деревянная усадьба, и услышали рассказ о ней. Подъем, отбой, вечерняя сказка для детей – все по расписанию. А вообще, ответ один: если ты любишь все, чем занимаешься, то даже и не надо, чтобы в сутках было 25 часов, – на все и так хватает и времени, и сил. У меня не бывает дня без строчки, без подготовки к очередному хоккею. Есть окно в занятиях – проверю тесты, можно текст приготовить об объекте на реке, в свой спортивный блог что-нибудь черкнуть. На одном спорте не зацикливаюсь, стараюсь не пропускать ни одного концерта любимой группы или качественного джаза, обожаю хорошее кино на большом экране, на которое чаще всего хожу с дочкой. Ей 16 лет, она думает о спортивной журналистике, без ума от хоккея, ведет твиты хоккеистов, а недавно гордо написала мне: «Папа, на предматчевой раскатке в меня дважды попали шайбами – в голову и руку…» Как сказал бы мой друг Саша Валиуллин, с которым мы побывали на многих матчах и в России, и за границей: «Такая же шизанутая, как ты».

– С кем из известных, интересных людей сводила Вас журналистская, комментаторская судьба?

– Могу много говорить на эту тему – поездки, интервью, работа на крупных соревнованиях позволили познакомиться с плеядой настоящих профессионалов – тренерами, спортсменами, комментаторами. Мои, не побоюсь сказать, наставники в комментаторском ремесле – Геннадий Орлов, Григорий Твалтвадзе, Виктор Гусев, Георгий Черданцев, легенда татарстанской спортивной журналистики Александр Медведев. Герои моих интервью – чемпион Европы по тайскому боксу среди профессионалов Джабар Аскеров, уникальный волейболист, добившийся успехов и в «классике», и в «пляжке», Игорь Колодинский, звезда смешанных единоборств, актер, режиссер, продюсер Олег Тактаров, победитель Кубка УЕФА, известнейший английский футболист и тренер Гленн Ходдл, лучший бомбардир в истории архангельского хоккея с мячом Андрей Стук… В бенди много добрых приятелей и друзей – многократные чемпионы мира Сергей Обухов и Игорь Ларионов, наставник национальной сборной Павел Франц и его помощник по тренерскому штабу, экс-тренер казанского «Динамо» Ильяс Хандаев… Имею честь общаться с выдающимся тренером, наставником 19-кратных чемпионов России по хоккею на траве казанских «динамовцев» Араиком Маргаряном и еще одним знаменитым специалистом из этого вида спорта – Валентиной Апельганец, существует своя история отношений с Романом и Надеждой Шароновыми… У меня есть довольно странное увлечение – составляю рейтинг самых значительных рукопожатий в своей жизни. Топ-3 – это первый Президент Татарстана Минтимер Шарипович Шаймиев, легендарный джазовый руководитель оркестра Олег Лундстрем и, на мой взгляд, самый уникальный тренер в истории мирового спорта Николай Карполь. Наверное, всех, с кем сводила судьба комментатора, журналиста и просто болельщика, и не упомню, но счастье от того, что в разное время попадал под обаяние этих личностей, огромно.

– Давит ли на Вас родство с Ганнибалом и Пушкиным?

– Нет, конечно. Друзья иногда подтрунивают: «Потомок знаменитого поэта, а орешь в микрофон «Гооол!!!!», как сумасшедший», но все дружеским стебом и ограничивается. Своими предками горжусь, но не только со стороны Ганнибала. Дед со стороны отца был выдающимся геометром, сейчас вместе с мамой и ее двоюродным братом «раскапываем» наше родство по маминой линии – там тоже были неординарные люди, одна фамилия бабушки – Гофштеттер (в переводе с немецкого «стоящий при дворе») – чего стоит. Надо помнить о предках, но утверждаться в чем-то своем.

– О чем мечтаете в юбилейные дни?

– На следующий вечер после отмеченного в барселонском ресторане дня рождения, 20 октября 2009 года, я сидел на верхнем ярусе стадиона «Камп Ноу» и видел, как мой «Рубин» побеждает легендарную «Барселону». Слава богу, после этого я, подобно античному олимпионику Диагору, не умер от счастья, когда по овалу стадиона его на плечах несли дети и внуки – тоже олимпийские чемпионы. Но пережил подобное состояние, и после этого грех еще о чем-то мечтать. Все же, кроме пожеланий здоровья родным и друзьям и желания, чтобы как можно дольше прожили мои замечательные родители, я мечтаю, чтобы увидела свет книга по истории казанского хоккея и «Ак Барса», которую я написал уже лет пять назад и которую с тех пор ежегодно дописываю. Книга, про которую ответственный редактор Григорий Твалтвадзе сказал, что «ничего подобного тому, что сделал Норден, нет ни в одном клубе КХЛ». Во мне говорит не честолюбие, мне очень обидно, что уходят из жизни хоккеисты из не только первого, но уже и второго поколения СК им. Урицкого. Книга могла бы стать данью признания за отданные казанскому хоккею силы и здоровье… Но надежда, как известно, умирает последней.

Мирон БАКУНИН

На главную
Яндекс.Метрика