Наше время – время энергетической революции

Наследница советской энергетики, эта российская область хозяйственно-экономической деятельности человека прошла огромный путь развития. Специалисты Министерства энергетики Российской Федерации по просьбе редакции журнала составили небольшой исторический экскурс и ответили на вопросы наших журналистов.

Начало

Важнейшее для российской электроэнергетики событие – основание оперативно-диспетчерского управления. 17 декабря 2021 года исполняется 100 лет со дня, когда функция диспетчерского управления впервые была выделена организационно в особую технологическую структуру. Управление объединенных государственных электростанций Московского района Главэлектро ВСНХ РСФСР выпустило «Положение о мерах для координирования параллельной работы электрических станций, входящих в состав Московского районного объединения».

Несколькими годами позже диспетчерские управления начали создаваться по всей стране. Дальнейшее развитие экономики доказало правильность такого подхода. Совершенствуясь, беря на себя новые сложные функции, объединенные диспетчерские управления, а потом и Центральное диспетчерское управление ЕЭС СССР стали мощными отраслевыми «мозговыми центрами», обеспечили работу сложнейшего электроэнергетического комплекса, создали условия для развития промышленности, строительства, освоения территорий, повышения качества жизни людей.

Важным решением последних десятилетий для оперативно-диспетчерского управления стало создание в 2002 году Системного оператора Единой энергетической системы (АО «СО ЕЭС»). Наличие специализированной и независимой от субъектов отрасли организации позволило эффективно реформировать отрасль, заложить фундамент для ее многолетней работы в новых условиях.

Сегодня функции АО «СО ЕЭС» вышли далеко за рамки только диспетчерского управления. Именно здесь и сейчас проектируется работа огромной и сложной энергетической машины на десятки лет вперед.

День настоящий

– Структура современной российской энергетики: какова доля атома, угля, газа, водной энергии в общем объеме генерации на данный момент?

– По прогнозам министерства, доля выработки атомных электростанций в текущем осенне-зимнем периоде снизится до порядка 17,4% по сравнению с прошлым аналогичным периодом, когда она составила 19,9%. Доля выработки ТЭС, работающих на базе угля, снизится до 13,5% (с 14%), на базе газа – вырастет до 52,3% (с 48,5%). Что касается производства электроэнергии ГЭС, их доля составит около 15,9% по сравнению с 17,1% в прошлом периоде. Доля выработки ветряных электростанций возрастет до 0,6% (с 0,2%). Доля солнечных электростанций останется неизменной – 0,1%.

– Как Россия будет развивать альтернативные источники энергии? Насколько этот процесс обоснован экономически?

– По своей структуре российская электроэнергетика является в значительной мере низкоэмиссионной, в 2020 году из 1063,7 млрд кВт/ч полностью безуглеродными источниками выработано 40,8% электрической энергии (на ГЭС – 20,2%, АЭС – 20,3%, ВИЭ (возобновляемые источники энергии) – 0,3%). Однако перед российскими энергетиками поставлены еще более амбициозные цели к 2050 году. Необходимо отметить, что декарбонизация в целом предполагает осуществление двух одновременных процессов: электрификации всех возможных сфер экономики с одновременным снижением углеродного следа при производстве электрической и тепловой энергии. Наша цель – к 2050 году достичь доли безуглеродных источников энергии в энергобалансе в объеме не менее 56,5%, из которых доля ВИЭ – 12,5%. ВИЭ – один из основных инструментов достижения углеродной нейтральности. Правительством Российской Федерации одобрена программа по поддержке строительства ВИЭ и его компонентов до 2035 года.

По оценкам министерства, эта программа позволит ввести в эксплуатацию порядка 8-9 ГВт новых мощностей ВИЭ с существенной долей локализации для генерирующего оборудования. По итогам программы развития ВИЭ в России должен быть достигнут ценовой паритет между CAPEX (сокращение от английского Capital Expenditures – капитальные затраты. – Ред.) традиционной генерации и ВИЭ, что позволит ей развиваться без дополнительной финансовой поддержки. По прогнозам такое развитие ускорится после 2035 года, поскольку заработают механизмы «зеленых» проектов в рамках российской и европейской таксономий, а также инструменты, предусмотренные статьей 6 Парижского соглашения, которые позволят на рыночной основе передавать потребителям других стран результаты «зеленых» проектов.

Что касается приливных электростанций, их строительство является одним из направлений увеличения генерирующих мощностей на базе возобновляемых источников энергии. Однако при реализации подобных проектов необходимо учитывать ряд особенностей.

Так, необходимо четко понимать перспективы глобального развития водородной энергетики, сроки формирования и объемы рынка, а также большую мощность ПЭС (приливные электростанции).

Проекты ПЭС большой мощности, помимо высокой стоимости строительства и непостоянства выработки станциями электроэнергии, потребуют строительства аналогичных компенсирующих объемов регулирующей генерации либо неравномерно потребляющего потребителя.

– Справляется ли российская энергетика с растущими потребностями экономики?

– По прогнозу естественный рост потребления электроэнергии будет составлять порядка 1-1,5% в год. Чтобы удовлетворять спрос на электроэнергию всех групп потребителей, в стране уже строятся и будут построены новые генерирующие мощности. Кроме того, для поддержания надежного функционирования электроэнергетического комплекса действует программа модернизации оборудования тепловых электростанций до 2031 года. За 2010–2020 годы в рамках прошлой программы было введено в эксплуатацию 136 энергоблоков ТЭС суммарной мощностью 30 ГВт. Минэнерго считает целесообразным продлить действующую программу и после 2031 года.

– Как сегодня происходит переход тепловых станций с угля на газ?

– Министерство энергетики РФ с учетом климатической повестки будет актуализировать Энергостратегию. В нее заложен эволюционный сценарий поэтапного вывода угольной генерации. Это ни в коем случае не запрет, объекты угольной генерации в России играют значимую роль и вырабатывают на сегодняшний день порядка 140 млрд кВт/ч электроэнергии в год. К 2030 году объем выработки снизится до 136 млрд с учетом роста энергопотребления и актуальных тенденций в энергетике. По расчетам, в 2035 году выработка угольной генерации составит 9,5% и сократится до 4,5% в 2050 году. Доля газовой генерации в 2035 году будет находиться примерно на текущем уровне – 40% и вырастет до 43% в 2050 году.

– За какой энергетикой будущее?

– Если вести речь о водородной энергетике, то необходимо отметить, что технологии производства водорода не новы, его может выпускать почти каждый НПЗ. Но необходимо прорабатывать вопросы широкомасштабного производства водорода, хранения, транспортировки. Его производство можно развивать на основе природного газа или атомной энергии. В этом плане у России много возможностей для развития. Главное – продолжать развивать новые технологии. Перед РФ стоит амбициозная задача – занять 20% рынка. Но сейчас сложно сказать, как и по какой цене будет продаваться «голубой», «зеленый» водород, поскольку рынка как такового нет, он только формируется. При этом Россия планирует присутствовать на рынках всех видов водорода. Мы живем в интересное время, время энергетической революции, и важно сразу войти на новый рынок, чтобы играть достойную Российской Федерации роль в развитии новой энергетики.

Подготовила Наталья ЭЛЛЕР

На главную
Яндекс.Метрика