ХХIV зимние Олимпийские игры продемонстрировали дух настоящего соперничества, они показали, что российский зимний спорт жив, несмотря на все удары, обрушившиеся на него после сочинской Олимпиады. В данных заметках предлагаю свой субъективный взгляд на события и нюансы Игр и того, что называется «вокруг Олимпиады». На истину не претендую, полемику приветствую.
Церемония открытия
Не знаю, как кому, а мне важно понять, прочувствовать (пусть даже по ТВ) церемонию открытия Олимпиады – от этого во многом зависит градус последующего восприятия самих соревнований. От пекинской церемонии остались приятные и теплые впечатления. Теплые, несмотря на дыхание пронизывающего ветра, северное сияние, ледяные олимпийские кольца, холодную цветовую гамму и прочие атрибуты атмосферной церемонии, поставленной знаменитым кинорежиссером Чжан Имоу. В том, как на «сцене» взаимодействовали земная твердь и морская гладь, как бережно прикасались к олимпийскому флагу представители 56 национальностей, населяющих КНР, как фантастически слаженно поднимали это знамя на флагшток «китгвардейцы» и как в церемонии передачи огня были задействованы легенды спорта Китая разных поколений – во всем чувствовались и глубокий смысл, и символизм, и такт. Возможно, церемония открытия пекинских Игр не стала самой пышной и масштабной в истории, но одной из самых стильных и запоминающихся – это точно.
«Пузырь»
Сложнейшая ситуация, связанная с распространением нового вируса, заставила организаторов Игр принять беспрецедентные меры по безопасности участников соревнований. Все, кто прилетал на Олимпиаду – от спортсменов до членов официальных делегаций, – прямо из аэропорта (после прохождения ПЦР-тестов) спецтранспортом отвозились в так называемый «пузырь» – замкнутое пространство, объединяющее зоны соревнований и места проживания. Все участники Игр – от спортсменов до техперсонала – были полностью отделены от 22 миллионов пекинцев. Каждый, кто находится внутри «пузыря», а это более 10 тысяч человек, должен был проходить ежедневное ПЦР-тестирование. В случае положительного теста все, кто находился с тестируемым в одном здании, должны были отправляться в специальную карантинную зону. Эта система была жесткой, но она себя оправдала.
Были, конечно же, и издержки (но они от организаторов мало зависели).
Так, перед матчем женских хоккейных команд Канады и России наши соперницы отказывались выйти на лед, пока не станут известны результаты ПЦР-тестов россиянок. Два периода наши спортсменки играли в медицинских масках. В масках, кстати, пропустили от будущих олимпийских чемпионок меньше шайб, чем без них. Когда в перерыве перед третьим периодом пришли результаты тестов, наша команда и судьи маски сняли, а канадки доиграли в них.
Тестов сдано было за эти 16 дней беспрецедентное количество, но, к счастью, положительных оказалось (среди спортсменов) совсем немного и на результатах соревнований это не сказалось. Пока обошлось и без допинговых разоблачений. Говорю «пока», потому что допинговая «богиня возмездия Немезида» может настигнуть и через много месяцев после завершения соревнований (так, 19 февраля пришло сообщение об аннулировании серебряной медали британской эстафетной команды, полученной ею… на Олимпиаде в Токио). Но, в любом случае, в дни пекинской Олимпиады, не считая ситуации с Валиевой, стало известно только об одном положительном допинг-тесте – украинской бобслеистки, замкнувшей двадцатку. Бог даст, и post factum результаты Игр не будут пересмотрены.
На Олимпийских играх традиционно бывает домашнее судейство. Пекин-2022 не стал исключением. Хозяев «тащили» в шорт-треке, фристайле. Как знать, проводись Олимпиада в другой стране, победил бы китайский дуэт в парном катании? Выступление в короткой и произвольной программах нашей землячки Евгении Тарасовой с Владимиром Морозовым было близким к образцовому, и в итоге они проиграли чемпионам самую малость – 0,63 балла. Но по сложности элементов (например, четверная подкрутка) Вэньцзинь Суй и Цун Хань были сильнее, так что порадуемся серебру и бронзе наших дуэтов. А китайские спортсмены – молодцы. Судейство судейством, но девять (!) золотых медалей на зимней Олимпиаде – это настоящий прорыв.
Хоккей
Летом 2018 года журналист канадского издания TSN Горд Миллер на своей страничке со ссылкой на президента ИИХФ Рене Фазеля сообщил, что МОК рассматривает несколько вариантов сценария будущего хоккейного олимпийского турнира. Согласно последнему из них, одна из самых популярных в мире спортивных игр может вообще исчезнуть из олимпийской программы. Альтернативой мог бы стать «футбольный формат» хоккейного турнира, превратившись в турнир молодежных сборных (в каждой команде может быть не более трех человек старше 23 лет). Тогда все расценили это заявление Фазеля как сделанное под влиянием обиды от того, что НХЛ впервые с Игр в Нагано-1998 отказалась отпустить своих игроков (читай: лучших в мире) на Олимпиаду в Южной Корее. Сам президент международной хоккейной федерации поспешил заявить, что МОК – не самоубийца, собирающийся резать курицу, несущую золотые яйца, ведь хоккей (не считая керлинга) – единственный командный игровой вид спорта, матчи мужских и женских команд проводятся каждый день, и, наконец, для рекламодателей (насыщающих, между прочим, бюджет МОК) ледовая игра едва ли не самое «вкусное» событие на Олимпийских играх.
Казалось бы, пошумели и забыли. Но прошло четыре года, НХЛ вновь не отпустила своих игроков на Олимпиаду, и хоккейный турнир в Пекине превратился в вялое зрелище команд, собранных из разных лиг, в том числе студенческих. Даже по сравнению с Пхенчханом-2018 уровень представленных на ХХIV Играх команд понизился. В итоге в полуфинале не оказалось ни США, ни Канады, серебряный призер Пхенчхана – команда Германии выбыла уже на стадии 1/8 финала, и даже средние по рейтингу сборные (не говоря уже о сильнейших) не смогли собрать под свои знамена своих немногих по-настоящему сильных хоккеистов (так, например, в сборную Дании не приехал ее атакующий защитник Филип Ларсен из «Салавата Юлаева»).
В этих условиях не победить сборной России, которая, ради повторения сомнительного качества Пхенчханского успеха, принесла в жертву пекинскому золоту чемпионат КХЛ и создала тепличные условия подготовки «Красной машине» (как стали называть команду с подачи «серого кардинала» отечественного хоккея Романа Ротенберга), было практически невозможно. Но она умудрилась сделать это, по буллитам в полуфинале проскочив шведов и уступив в решающем матче сборной Финляндии.
Слов нет, подопечные Юкки Ялонена, выигравшего с молодежной сборной своей страны чемпионат мира 2016, а со взрослой – ЧМ-2019, заслужили первое в истории Суоми олимпийское хоккейное золото, заслужили этот успех. Но вообще, с олимпийским хоккеем что-то надо делать. Во всех видах олимпийской программы на зимних Играх соревнуются сильнейшие спортсмены мира, а замечательная игра уже вторую Олимпиаду подряд обходится участием сборных уровня даже не выше среднего. На мой взгляд, выхода два: или договариваться с НХЛ и собирать на Олимпиаду действительно лучших хоккеистов мира, или… как ни прискорбно это звучит, исключать хоккей из программы соревнований.
В целом россияне выступили на Играх хорошо. Они завоевали награды в 10 видах программы: хоккее, фигурном катании, лыжных гонках, прыжках с трамплина, шорт-треке, конькобежном и санном спорте, биатлоне, фристайле и сноуборде. 6 золотых, 12 серебряных и 14 бронзовых медалей принесли сборной Российского олимпийского комитета девятое место в неофициальном командном зачете, приоритет в котором отдается количеству наград высшей пробы.
Фигурное катание
Ох и беда с видами спорта, в которых результат чаще всего зависит от субъективного мнения судей – живых людей со своими симпатиями и антипатиями. Спросите, к примеру, даже человека, разбирающегося в художественной гимнастике, чем ему запомнился турнир по этому виду в олимпийском Токио, и он, без сомнения, начнет говорить не о новых трендах, сложности программ, а о предмете, который уронила израильская чемпионка, и о том, как засудили нашу Дину Аверину.
Так и в Пекине-2022. За допинговым скандалом вокруг Камилы Валиевой и истерикой Александры Трусовой на церемонии награждения совершенно затерялся тот факт, что турнир получился замечательным, подарив нам и достойнейших чемпионов, и множество настоящих открытий. Прокаты чемпиона Игр в личном первенстве и серебряного призера в командном турнире Натана Чена явились одними из сильнейших выступлений мужчин-одиночников в истории Олимпиад. Трехкратный чемпион мира – само совершенство, Нуриев от фигурного катания, а ведь ему всего 22 года. Таким же совершенством стало и выступление четырехкратных победителей первенств планеты в танцах Габриэллы Пападакис и Гийома Сизерона. Танцевальный турнир вообще удался на славу – даже дуэты, не вошедшие в первую десятку, создавали неповторимые образы, разыгрывали настоящие мини-спектакли, и зрителю было приятно сопереживать спортсменам и наслаждаться качественными прокатами под прекрасную музыку.
Что до выступления призеров, то мощным и уверенным прокатом порадовали ставшие вторыми Виктория Синицина и Никита Кацалапов, но мне больше всего понравилось выступление завоевавших бронзу американцев Мэдисон Хаббел и Захари Донахью. Их катание скорее можно назвать полетом, порханием надо льдом, они будто пара ангелов, спустившаяся с небес, чтобы порадовать нас неземной красотой и изяществом.
И, конечно же, о женщинах. Вернее, о совсем юных девушках, вовлеченных в водоворот страстей воистину вселенского масштаба. Страсти эти в олимпийском Пекине кипели нешуточные, ожидаемый всеми российский пьедестал в женском одиночном катании грозил превратиться в фантом после известия о положительной пробе Камилы Валиевой. Пятнадцатилетняя девочка, блестяще выступившая в победном для нас командном турнире, подверглась чудовищному давлению, которое не прекратилось даже после того, как на радость МОК, ВАДА и всем злопыхателям она осталась не то что без золота, но и вообще без медали, не справившись с нервами во время исполнения произвольной программы. Но мне больше всего обидно, что победа обворожительной Ани Щербаковой, славной продолжательницы стиля Евгении Медведевой, стиля, не позволяющего окончательно превратить фигурное катание в набор сложнейших прыжков с полным отрицанием эстетики, проявления чувств, женственности, осталась практически незамеченной даже нашими отечественными СМИ. Вопли «Довели малышку!» перекрыли восторги по поводу безупречного выступления новой олимпийской чемпионки.
Резюмирую. В драме с Камилой виноваты не Бах, не коварная ВАДА, не американские журналисты и даже не политика расширения НАТО на Восток. Виноваты руководители Российского олимпийского комитета, Федерации фигурного катания на коньках России и прочие высокие чиновники от спорта, которые, получив, как Золотое руно, уникального, космического ребенка, вместо того чтобы сдувать с нее пыль и оберегать от всего, что отвлекает от катания, допустили это безобразие, связанное с «декабрьскими пробами», утечкой информации и всей прочей дрянью, которая испортила жизнь спортсменке. Если бы близкие фигуристки или люди, к чьему мнению она прислушивается, спросили у меня совета, как дальше поступить находящейся в раздрае девочке, я бы рекомендовал немедленно начать процесс о смене спортивного гражданства. Как оберегают в Норвегии своих лыжников и биатлонистов-«астматиков», как в США организуют юридическую защиту попавшихся на допинге спортсменов, давно известно. Уверен, выступай Камила за любую страну, да хоть даже за Казахстан или Белоруссию, никаких вопросов бы не возникло – «только соревнуйся, а все вопросы мы берем на себя». Но в России, как что случись, спортсмена оставляют один на один с проблемой, а в произошедшем винят остальной мир, только не себя. И когда экс-директор ВАДА, член МОК Дик Паунд говорит, что Россия после всех разоблачений «так и не раскаялась», и советует нам «взять тайм-аут» на одну-две Олимпиады, это (после истории с Валиевой) уже не кажется бредом сумасшедшего. Увы, век спортсмена короток, а российского чиновника – вечен…
Об Александре Трусовой. Саша, конечно, боец, суперсмелым, даже отчаянным прокатом произвольной программы скакнула с четвертого места на второе, заслуженно завоевав серебро. Но то, что, исполнив пять (!) четверных прыжков, она все же не «дотянулась до небес» (читай: золота), абсолютно справедливо. Как бы объяснить этим девочкам, что фигурное катание – не хоккей, где победа присуждается той команде, которая больше забьет шайб. Фигурное катание (пока еще) – сочетание техники и артистизма, спорта и искусства, и количество даже уникальных прыжков не гарантирует успех, если не хватает грации и выражения чувств. К счастью, у нас есть олимпийская чемпионка Аня Щербакова – она и есть фигурное катание. А Александра Трусова – больше о другом, о новом (еще, к счастью, не признанном) виде спорта, и название ему – «прыжки на льду». Вот если бы этот «вид» входил в олимпийскую программу, ей не было бы равных… Разве что Камила Валиева составила бы конкуренцию.
Дуэль
К последнему виду лыжной программы Игр главные герои этого вида – Александр Большунов и Йоханнес Клебо – подошли с абсолютно равными показателями: по два золота, серебру и бронзе. 50-километровый марафон должен был дать ответ на вопрос: кто в течение следующего четырехлетия будет коронован титулом «Король лыж»? И здесь норвежцы повели себя неспортивно.
С утра предпоследнего дня соревнований над трассой разыгралась настоящая снежная буря. Шквальный ветер при морозе минус 16 вынудил перенести на другое время финальные заезды горнолыжников. Марафон поначалу тоже собрались перенести, но куда? До закрытия Игр оставалось немного более суток. И лидер норвежской сборной Клебо, являющийся отличным дистанционником и финишером, но опасающийся Большунова (как признанного марафонца), заявил, что не побежит на 50 км. В итоге организаторы решили угодить большой лыжной державе и постановили заменить марафон на гонку странной протяженности – 28,4 км. Сборные Норвегии и России почти в полных составах сошлись в яростной схватке и после половины дистанции оторвались от основной группы. Справедливость восторжествовала. Клебо не выдержал напряжения борьбы и сошел с дистанции, Большунов финишировал в гордом одиночестве и завоевал свою третью золотую (и пятую вообще, что стало рекордом) медаль на этих Играх. Да еще и серебро вырвал Иван Якимушкин.
Наши лыжники стали настоящими героями этой Олимпиады. Великая спортсменка и великий организатор больших побед, президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе в Пхенчхане обкатала сборную, собрав неплохой урожай из 8 медалей, среди которых, правда, не было ни одной золотой. Спустя четыре года в олимпийском Пекине нехватка благородного металла была с лихвой компенсирована. 11 наград, из которых 4 – золотые, 4 – серебряные и 3 бронзовые, – такого грандиозного успеха мы не знали с советских времен. Вот эту сборную, а не хоккейную, можно и нужно называть «Красной машиной»!
В целом россияне выступили на Играх хорошо. Они завоевали награды в 10 видах программы: хоккее, фигурном катании, лыжных гонках, прыжках с трамплина, шорт-треке, конькобежном и санном спорте, биатлоне, фристайле и сноуборде. 6 золотых, 12 серебряных и 14 бронзовых медалей принесли сборной Российского олимпийского комитета девятое место в неофициальном командном зачете, приоритет в котором отдается количеству наград высшей пробы. По этому показателю нет равных сборной Норвегии (16 золотых медалей), традиционно сильно выступили немцы (12), сенсацию преподнес Китай, занявший третью ступень в рейтинге (9). При том сложном состоянии, в котором последние годы пребывает наш спорт, 32 олимпийские медали Пекина – неплохой задел для «движения вверх». Конечно, девятое место (ниже Китая, Голландии, Австрии, Швейцарии) – не для России. Но, будем надеяться, перезагрузка произошла, маршрут намечен, большие победы впереди. Только надо честно признать все допущенные ошибки и нарушения, которые сделали великую спортивную державу едва ли не изгоем олимпийского движения. Не надо изобретать собственный рецепт побед, замешанный на коктейлях Родченкова, лжи и политике переноса с больной головы на здоровую. Надо идти вместе с остальным миром, соответствуя девизу ХХIV Олимпийских игр в Пекине «Вместе ради общего будущего»!
Александр НОРДЕН