Юбилейный  XXXV Нуриевский фестиваль открылся премьерой балета «Щелкунчик»

13 мая на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля была показана премьера обновленного балета «Щелкунчик» П. Чайковского (хореография Василия Вайнонена в редакции Владимира Яковлева), который стал первым спектаклем XXXV Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева. «30 лет назад, в мае 1992 года, в Казань приезжал «гений танца» Рудольф Нуриев. В рамках балетного фестиваля на сцене нашего театра он продирижировал спектаклем «Щелкунчик». Нынешней новой постановкой, открывающей XXXV Нуриевский фестиваль, мы устанавливаем символическую связь времен: безусловно, приезд прославленного танцовщика оказал значительное, мощное влияние на развитие театра и самого фестиваля», – рассказал художественный руководитель балетной труппы ТАГТОиБ им.М.Джалиля Владимир Яковлев.

Интересно, что с этим спектаклем связан еще один юбилей —  в этом году исполняется 130 лет со дня первой премьеры «Щелкунчика», которая состоялась в декабре 1892 года на сцене Мариинского театра Санкт-Петербурга и прославила сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», написанную еще в 1816 году. Долгую творческую жизнь балет получил во многом благодаря необычайному таланту композитора Петра Ильича Чайковского, для которого «Щелкунчик» стал одним из поздних произведений. Конечно, в отличии, скажем, от живописи, музыки и скульптуры, где однажды созданное творцом произведение уже не подлежит изменению, балет – искусство, где большое значение имеет работа  постановщика, художника, музыкантов и артистов. Поэтому неудивительно, что за 130 лет существования в каждой очередной постановке «Щелкунчика» балетмейстеры стремились отразить собственное, индивидуальное восприятие и музыки П.И. Чайковского, и гофмановского сюжета, и, кроме того, адаптировать их ко времени, стране, месту и зрительской аудитории.

В нашем театре умеют работать с классическим материалом бережно, сохраняя все самое ценное, лучшее, совершенствуя в некоторых художественно-хореографических приемах отдельные сцены, наполняя постановку уместными техническими новшествами, усиливающими эмоциональное восприятие. Все это позволяет классике не стареть, быть современной, оставаясь жемчужиной элитарного искусства. Еще одно бесспорное достоинство постановки – участие в спектакле  учащихся хореографического училища. Первый акт – праздник у елки, вокруг которой собираются и дети, и взрослые – настоящее рождественское торжество, где есть место детским играм, шалостям и ожиданию чуда.  Кстати, первый постановщик спектакля Лев Иванов тоже вывел на сцену детей, но позже их заменили артистами. Взрослые исполняли детские партии и в классической постановке балетмейстера В. И. Вайнонена в 1939 году, ставшей основой спектакля на казанской сцене. Присутствие на сцене детей придает действию непосредственность и особую артистичность, ведь невозможно переиграть ребенка.

«Щелкунчик» — балет-сказка. В нем много волшебного: декорации, освещение, атмосфера чуда дополнена техническими приемами — фокусами, растущей елкой, бегающими огромными мышами, воздушным шаром и т.д. Художник-постановщик Анатолий Нежный, а в его творческой биографии это уже шестая постановка «Щелкунчика», признался журналистам перед спектаклем, что данная версия – лучшая из того, что он сделал. А вдохновлял его особый гофмановский мир фантазии.  «Щелкунчик» – это эликсир двух гениев: Чайковского и Гофмана.  И задача художника – смешать эти эликсиры правильно», — считает он. В данной постановке Анатолий Нежный добавил больше Гофмана, чем в предыдущих – авторский нюанс получился деликатным, не нарушил историческую традицию, но придал балету глубину и своеобразие.

Партию Маши 13 мая блестяще исполнила заслуженная артистка Татарстана Кристина Андреева. В дуэте с Щелкунчиком-Принцем  заслуженным артистом России Семеном Чудиным из Большого театра она превратилась в настоящую принцессу. Адажио во II акте в их исполнении стало кульминацией спектакля и вершиной технического и артистического мастерства. Также зрители высоко оценили яркие характерные национальные танцы, особенно китайский и русский.   

Программа XXXV Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева на сцене Татарского театра оперы и балета им. М. Джалиля продолжится спектаклями «Спящая красавица», «Жизель», «Золотая Орда», «Дон Кихот», «Анюта», «Корсар», «Лебединое озеро», «Баядерка» и завершится гала-концертами 30 и 31 мая.

Марина Горшкова

фото Виталий Янчишин

На главную
Яндекс.Метрика