В рамках XXXV Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева, проходящего в эти дни в Казани, был показан балет «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина, хореография и постановка Владимира Васильева. Настоящим подарком для зрителя стало участие в спектакле самого постановщика. Народный артист СССР и России, лауреат Ленинской премии и Государственных премий СССР и РФ Владимир Васильев исполнил партию Петра Леонтьевича.
В интервью перед спектаклем маэстро признался, что среди всех поставленных им балетов «Анюта» — один из самых любимых. «Это спектакль со странной, сложной, долгой жизнью. Начался он не в театре, а на телевидении, был такой фильм-балет, а потом впервые как спектакль его поставили в театре Сан-Карло в Неаполе, и он был признан лучшим в Италии», — рассказал журналистам постановщик.
Действительно, балет «Анюта» — уникальный в истории случай, когда хореографическое произведение перенесено с экрана на сцену, а не наоборот, как это бывало неоднократно. Телевизионный фильм-балет «Анюта», поставленный сценаристом и режиссером Александром Белинским в 1982 году, прославился не только на родине, но и в Европе. История на тему рассказа «Анна на шее» А.П. Чехова родилась, когда А. Белинский услышал Вальс, написанный ленинградским композитором Валерием Гаврилиным. В результате музыка, которая сочинялась вовсе не для балета, обрела всемирную известность именно в хореографической постановке. В январе 1986 года «Анюта» начала свою балетную историю в театре Италии, а уже в мае того же года спектакль с огромным успехом прошел в Большом театре. В роли Петра Леонтьевича и тогда, 36 лет назад, выступил Владимир Васильев. Партию Анюты блистательно исполняла народная артистка СССР Екатерина Максимова. Прошло почти четыре десятка лет, спектакль выдержал множество постановок на разных площадках, не потерял своей популярности и актуальности и, будем надеется, впереди у него долгая жизнь.
23 мая на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля партию Анюты исполнила Булган Рэнцэндорж, солистка Пермского государственного академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. В первом акте балерина казалась несколько скованной, зато во втором – обрела уверенность, сверкала и блистала, как и подобает светской львице.
В роли Модеста Алексеевича на казанской сцене выступил артист Большого театра Вячеслав Лопатин. Созданный им яркий гротесковый образ в сочетании со сложнейшей хореографией, легкостью и артистичностью исполнения отозвался большой симпатией в зрительской аудитории.
Нельзя не сказать слова благодарности юным артистам – учащимся Казанского хореографического училища Виктории Томсон и Анисе Хуснутдиновой, исполнивших партии братьев Анюты Пети и Андрюши. Сцены с их участием наполнены живой непосредственностью, что довольно сложно при четкой хореографической и сценической задаче.
В роли Его Сиятельства зрители увидели Артема Белова, заслуженного артиста России и Татарстана, которому удалось воплотить лучшие и все остальные черты российской чиновничества. Абсолютно точное попадание в чеховский образ, не потерявший актуальности до сегодняшнего дня – только костюм поменять.
Один из центральных образов спектакля — Петр Леонтьевич. Созданный Владимиром Васильевым крупными штрихами портрет искреннего, открытого, глубоко несчастного старика, совершенно чужого блестящему, холодному, лицемерному миру, который поглотил его дочь. Он беззащитен перед этим миром, и симпатии зрителя – на стороне героя Васильева. Для балета портрет – редкость, но, как посчастливилось убедиться казанскому зрителю, таланту и такое подвластно.
Марина Горшкова
фото Виталий Янчишин