Анатолий ШУТИКОВ: «Я стремился создать оркестр с большими возможностями»

Нематериальное наследие…
Это традиции, фольклор, национальная музыка и еще многое другое, что нельзя взять в руки, но оно живет в душах и умах людей, помогая быть сильнее. Как сберечь все это, не потерять, передать будущим поколениям? Один из тех, кто многие годы посвятил сохранению и развитию музыкальной культуры, – дирижер, народный артист Российской Федерации Анатолий ШУТИКОВ. Его огромная заслуга –создание Государственного оркестра народных инструментов Республики Татарстан.

– Анатолий Иванович, со времени первого концерта оркестра народных инструментов Андреева прошло уже более 100 лет…

– Андреевский оркестр состоял из одних балалаек: прима, дискант, альт, секунда, бас, контрабас. Позже появились разновидности домр, затем в состав народных оркестров вошли гармони, баяны и, наконец, деревянные духовые инструменты: жалейки, рожки. В процессе дальнейшего развития деревянные инструменты уступили место симфоническим: флейте, гобою…

Конечно, дело не только в этом. Сегодня исполнение народной музыки стоит на аутентичных оригиналах, но взять народную мелодию в исходном виде уже недостаточно. Важна авторская интерпретация, импровизация. Две девушки моего оркестра недавно взялись исполнить русскую народную песню «Что ты жадно глядишь на дорогу». Начинается версия мотивом оригинала, но затем артистки импровизируют, доходя до джазового стиля. Такой подход соответствует современной эстетике, современному исполнению народной музыки.

– Что сегодня предлагает слушателям оркестр?

– У нас самый разнообразный репертуар. Не только русские мелодии, но и музыка народов Поволжья – чувашей, марийцев. А если выступаем за пределами России, то обязательно включаем мелодии страны, в которой даем концерт. Первая наша гастроль была в Вене. Несколько раз играли в Германии, Болгарии, Италии, Нидерландах, три раза посетили Южную Корею. И в каждом городе, кроме местной музыки, как обязательный компонент – татарские мелодии. Я очень люблю татарских композиторов – Яруллина, Сайдашева, в процессе организации оркестра мы много и плодотворно сотрудничали с Рустемом Яхиным, оказавшим большую помощь в нашем становлении.

– С чего начинался Ваш коллектив?

– После окончании консерватории меня направили во вновь открывшийся Институт культуры, где через некоторое время доверили руководство кафедрой и студенческим оркестром, быстро ставшим реальной художественной единицей в городе. Оркестр принимал участие в правительственных концертах, выступал в Москве, Башкирии, Удмуртии, Чувашии во время празднований Дней литературы и искусств Татарстана.

В это время передо мной встала задача создать профессиональный коллектив. И в конце 80-х годов появляется небольшой коллектив под названием «Чишмэ» («Родник»). Несмотря на самодеятельную основу, в оркестре собрались настоящие профессионалы. Тогда же появились и первые небольшие деньги. Нас взял под свое крыло ныне уже бывший министр коммунального хозяйства РТ Евгений Богачев, нашедший возможность выделять финансы на содержание коллектива.

Следующий этап совпал с моим переходом на работу заведующим кафедрой в консерватории, где я опять преподавательскую работу совместил с организацией студенческого оркестра. В это время появилась идея создания государственного оркестра народных инструментов и началась ее реализация. Задумку поддержали многие, и 1993 год мы считаем точкой отсчета истории современного коллектива.

– Довольно интересное совпадение – оба Ваших коллектива начинались со студенческих оркестров.

– Студенческий коллектив – своего рода творческая лаборатория. Работа в консерватории позволила мне выбрать будущих солистов, создать костяк коллектива, и сегодня в оркестре есть люди, которые с нами с самого первого дня.

Крепкая основа позволила быстро и уверенно выйти на очень серьезный, я бы сказал, звездный уровень сотрудничества, с выдающимися музыкантами, народными артистами СССР. Одним из первых был казахский Алибек Днишев, обладающий удивительным по красоте тембра тенором. Особенно ему удавались произведения Блантера. Также запомнилось сотрудничество с замечательным тенором Анатолием Соловьяненко. Были встречи с Еленой Образцовой, Зурабом Соткилавой, Иосифом Кобзоном.

– Ваш оркестр сегодня один из самых больших в России. Анатолий Иванович, а как в стране в целом развивается народная музыка?

– Казанский оркестр народных инструментов на данный момент состоит из 60 артистов. Рост не только количественный, но и качественный. В нашем составе 17 заслуженных и один народный артист России. Могу смело сказать, что это оркестр уникальный и для российского масштаба. Есть еще Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова и Красноярский филармонический русский оркестр им. А. Ю. Бардина. В основном коллективы народных инструментов насчитывают от 25 до 45 инструментов. Но количество оркестров быстро растет. Если 30 лет назад их было четыре, то сегодня – уже более 40.

Если говорить о качественных тенденциях, то могу отметить движение в сторону академичности оркестров народных инструментов. Так, наша Ольга Вайсбеккер – известный мастер высокого уровня среди российских корифеев игры на балалайке. У нее утонченная и исключительно виртуозная техника.

– Как формируется репертуар оркестра, есть ли опыт музыкального эксперимента?

– Без трактовки музыки сегодня никак нельзя. В нотах все написано точно, но каждый дирижер преломляет музыку, вносит свое собственное понимание, не противоречащее нотному тексту. Есть моменты интерпретации и в нашем исполнении. Сегодня, конечно, репертуар народных оркестров сильно обогатился. Появляются симфонии, фантазии. В нашем репертуаре есть русская классика, мировая, музыка народов Поволжья, с удовольствием играем татарских композиторов.

– А если вспомнить музыку советского этапа?

– Раньше музыку писали сердцем. Мы до сих пор поем и играем произведения из классических фильмов «Волга-Волга» и многих других. Сегодня советская музыка воспринимается как глоток воздуха. Удивительный Матвей Блантер, музыкальный кладезь Василий Соловьев-Седой. Приятно то, что и сейчас есть артисты, качественно исполняющие советские песни. Например, Владислав Косарев, питерский певец Сергей Зыков. Удивительные ребята, умеющие хранить великую музыку, которую люди любят и будут любить.

– Как воспринимает Ваше исполнение слушатель?

– Есть и понимание, и преемственность зрительской ауди­тории. Мы много играем на выезде, бываем в Бавлах, Альметьевске, Бугульме, других городах. Благодаря Пушкинской карте часто вижу молодежь на наших концертах. Принимают очень хорошо, и внимание не ослабевает. Регулярно выступаем в Челнах, последний концерт был просто аншлаговый – с трудом отправили публику по домам, пришлось снова и снова играть на бис. Такой публикой можно гордиться. Пока у нашего оркестра есть благодарные слушатели, у народной музыки – хорошая перспектива.

Наталья ЭЛЛЕР

На главную
Яндекс.Метрика