За батюшку вступились всей деревней

Храм святителя Николая Чудотворца, д. Куюки

Всем миром встали жители деревни Куюки в пригороде Казани на защиту настоятеля местного храма святителя Николая Чудотворца после визита ревизоров из митрополии, которые собирались отправить батюшку в запрет и забрать храм. Если на воскресных богослужениях в сельской церкви бывает человек 10-15, а на Рождество и Пасху – около 70, то под коллективным письмом в адрес митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла с требованием не лишать сана отца Виталия и возможности вести богослужения подписались 135 местных жителей. Причем каждый из них не только полностью указал свою фамилию, имя и отчество, но и оставил номер мобильного телефона.

Достоянием гласности конфликт вокруг храма святителя Николая Чудотворца в деревне Куюки Пестречинского района стал после публикации коллективного письма митрополиту Кириллу на странице «САЛМАЧИ – КУЮКИ – КАЗАНЬ» в «Инстаграме». Давайте обратимся к первоисточнику.

«17 мая этого года в наш храм приезжали какие-то люди, слова и угрозы которых позволили нам полагать о предстоящем суде и запрете служения для нашего батюшки иерея Виталия Беляева, данные неизвестные люди представились проверкой. Никаких документов или предписаний на проведение таковой они не показали. Цель проверки не обозначили. Искали непонятно что, все трогали, раскидывали и фотографировали. Постоянно угрожали, говоря, что отправят батюшку в запрет и заберут храм… Мы каждый день благодарим Господа за то, что отец Виталий является настоятелем нашего храма. Уже 13 лет он бьется за наш храм вместе с матушкой, радеет и печется о нем и о нас. Отец Виталий – участник боевых действий, окормлял военных в Сирии. Лично был благословлен святейшим Патриархом Кириллом на это служение. Мы требуем оставить батюшку Виталия настоятелем и служащим в храме святителя Николая Чудотворца д. Куюки Пестречинского благочиния!»

В письме также сообщается, что, сфотографировав на месте проверяющих, прихожане затем идентифицировали их как отца Николая Троицкого, настоятеля храма Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище, отца Виктора Бельских из Благовещенского собора и отца Алексея Державина из Богоявленского собора Казани. Два первых священника прибыли в Казань из Екатеринбурга вслед за владыкой Кириллом, который возглавил Татарстанскую митрополию в декабре 2020 года после кончины митрополита Феофана.

В том, что прихожане заступились за своего пастыря, не побоявшись гнева владыки, пожалуй, нет ничего удивительного. Удивительно другое: если на воскресную службу в Никольском храме в Куюках регулярно приходит около 15 человек, то почему под коллективным письмом в защиту его настоятеля оказалось почти в десять раз больше подписей? Причем подписей подлинных, в чем мы имели возможность убедиться, обзвонив больше дюжины телефонных номеров, указанных рядом с подписями. Как выяснилось, такое единодушие объясняется очень просто: почитают в Куюках отца Виталия и стар и млад, и верующие, и неверующие.

Как гласит молва, обретению в этих местах образа святителя Николая предшествовало стихийное бедствие – сильнейшая гроза с ураганом. Град побил посевы на крестьянских полях, потоки воды сносили заборы и ворота, а до того тихая речка Куюковка крушила мосты. Когда все успокоилось, сельчане обнаружили, что речной поток обнажил залежи бутового камня, и они стали его добывать, чтобы хоть как-то возместить нанесенный хозяйству урон. 11 июня 1897 года в числе прочих на карьере работали братья Трофимовы – 23-летний Гурий и 14-летний Алексей. Старший разбивал камень, а младший собирал обломки и складывал их в кучу. Когда слой бута оказался ниже уровня Куюковки, речная вода хлынула в углубление. В этот момент братья увидели, что в нем плавает какая-то щепочка. Это оказалась половинка иконы-складня. Образ Николая Чудотворца был совсем крохотный, меньше спичечного коробка, но изображение на нем отчетливо просматривалось. Позвали батюшку из села Богородское и еще до его приезда сложили из камней аналой для иконы и зажгли перед ней лампаду. Весть об обретении иконы разнеслась по окрестностям, и в Куюки потянулись богомольцы. На щедрые пожертвования началось строительство храма, которое завершилось в 1905 году, когда был освящен главный придел церкви во имя святителя Николая. Освящение двух других приделов храма – во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святых мучеников Флора и Лавра – состоялось пятью годами позже.

В советское время в Никольском храме в разное время размещались зерновой, молочный склады, кузница и даже машинно-тракторная станция. Дом для Бога в Куюках начали восстанавливать в конце нулевых годов XXI века. В 2007-м на берегу речки вблизи места обретения иконы святителя и чудотворца Николая построили деревянную часовню, а в 2008-м отец Виталий провел в ней первое богослужение.

Не будет преувеличением сказать, что Никольский храм в Куюках в Татарстанской митрополии является уникальным. В отличие от других церквей, здесь не существует расценок на свечки, венчание, крещение и т.д. Люди оставляют столько, сколько смогут и сколько захотят. А если денег совсем нет, берут свечки бесплатно.

Сам настоятель храма святителя Николая Чудотворца зарплаты как священнослужитель не получает и кроме церкви трудится в четырех местах.

– Я работаю сантехником в ЖК «Светлый», который построен по соседству с Куюками, пеку просфоры в церкви Серафима Саровского в Казани, веду секцию карате в лицее «Алгоритм» в Куюках и отпеваю покойников на Самосыровском кладбище, – перечислил источники своих доходов 41-летний отец Виталий.

Матушка Евгения пополняет не столько семейный, сколько церковный бюджет в качестве водителя такси – возит пассажиров и работает в службе доставки.

– Первую службу в храме батюшка провел в 2015 году после того, как внутри церкви был установлен деревянный каркасник, чтобы кирпичи из стен не падали и можно было безопасно вести службу, – вспоминает одна из прихожанок храма Татьяна Вахатова. – Позже установили центральный купол, новую крышу из профнастила, которая, насколько мне известно, обошлась в 4 миллиона рублей, крыли два года, а вот до разрушенной колокольни руки пока не дошли. Колокола установлены на привозной колокольне, представляющей собой металлический каркас с крышей. Поэтому для меня остается загадкой, почему эти так называемые проверяющие решили, что у нас здесь баснословно богатый приход. Я была свидетелем их приезда и могу сказать, что все было именно так, как написано в письме митрополиту.

Сам отец Виталий комментировать инцидент с проверкой 17 мая категорически отказался, а вот матушка Евгения подробно рассказала о том, что осталось за кадром.

– По результатам проверки никаких документов оформлено не было, а вечером того же дня батюшка через третьи руки получил сообщение от одного из проверяющих, – рассказала она. – Ему предписывалось подготовить к передаче все правоустанавливающие документы на храм, разобрать его крышу и деревянный каркасник внутри церкви. После этого они якобы будут искать мецената, который даст денег на реставрацию храма. В этом же сообщении батюшке предлагалось отказаться от права собственности на дом, который мы построили для себя рядом с храмом, – самый обычный, каркасный. Но прихожане и жители Куюков встали стеной за отца Виталия.

Церковный суд над батюшкой состоялся 30 мая. К счастью, гроза прошла стороной. Сана его не лишили и оставили настоятелем Никольского храма. Сразу после суда группа поддержки в составе двух десятков человек, настаивавшая на встрече с митрополитом, была к нему допущена.

– По поводу того, что проверяющие вели себя по-хамски, владыка сказал, что будет с ними об этом беседовать, но при этом убежден, что мы говорим о разных людях. В общем, он нам не поверил, – рассказала о результатах встречи Лариса Николаева, которая была в числе тех, кому удалось прорваться к правящему архиерею. – Что касается батюшки, то, по словам владыки, ему нужно будет исправить какие-то документы, составленные с нарушениями, и ему дадут на это время. И еще попенял нам на то, что мы вынесли сор из избы. Но, может быть, именно благодаря этому нам удалось отстоять отца Виталия и наш храм?

Вадим СЕРГЕЕВ

На главную
Яндекс.Метрика