Алексей Исаев:
«Экономить ресурсы нужно с умом»

Директор института строительства Казанского государственного архитектурно-строительного университета Алексей Исаев прошел в полуфинал II Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли». В интервью нашему изданию Алексей Викторович рассказал о потенциальных путях модернизации строительной отрасли, а также о роли проектирования в эффективности инвестиционного цикла.

— Алексей Викторович, Вы совмещаете работу преподавателя, руководителя структурного подразделения университета и практикующего специалиста в области проектирования. Что для Вас профессия строителя?

— Сегодня для меня это уже образ жизни. Одна из самых сложных, но в то же время благородных профессий, прошедшая сквозь века и не потерявшая своей значимости для общества нашей страны. Я начал трудиться непосредственно на строительной площадке еще будучи студентом КГАСУ, хотя до института был опыт работы летом и на пасеке, и помощником комбайнера, и дорожным рабочим, а после окончания окунулся в науку и анализ строительных систем, где окончательно понял, что при всей сложности строительной деятельности атмосфера всегда особенна и дружелюбна, поскольку за ежедневным трудом команд виден результат, остающийся на десятилетия — словно послание будущим поколениям. И это мотивирует на новые разработки.

А еще очень важно то, что совмещение работы позволяет внедрить производственный практический опыт в учебный процесс, привлечь студентов к участию в проектировании, то есть сделать реальное практикоориентированное обучение.

Алексей Исаев,
директор
института строительства КГАСУ
Академия тенниса, г. Казань

— Расскажите нашей аудитории о состоянии строительной отрасли в целом.

— Объемы строительства в Поволжском округе за последние 10 лет выросли в 2,3 раза. И четверть этих объемов реализует Татарстан. Сложно назвать такой регион, где сочетаются и положительная динамика развития строительной отрасли, и инновационный характер, и интеграция в строительство прогрессивных научных наработок. Поэтому да: отрасль развивается и доказательным является рекордные показатели Татарстана ввода жилья в 2019 году – 2,68 млн. кв. м, развивается агрокомплекс, глубокую модернизацию проходит промышленная инфраструктура. В целом состояние отрасли вполне сбалансированное и президент Республики Татарстан уже сегодня говорит о расширении горизонтов планирования отрасли. А эта задача ставит новые вопросы пересмотра показателей деятельности в строительстве, вопросы совершенствования проектирования, внедрения цифровой платформы на всех этапах жизненного цикла строительного объекта, пересмотру критериев эффективности функционирования участников инвестиционного цикла, имеющих фиксированную сферу компетенций, особенно в рамках реализации целевых федеральных программ. К примеру, история развития строительной науки всегда выделяла в качестве приоритетных критерии снижения материалоемкости, трудоемкости изготовления и монтажа, критерии снижения транспортных расходов, низкого уровня энергетических затрат. Благодаря этому в нашей стране накоплен колоссальный опыт проектирования прогрессивных конструкторских решений с «прицелом» на географические масштабы страны.

В то же время переход от плановой к рыночной экономике ввел в отрасль некоторые дополнительные синтетические финансовые и экономические показатели, например, в виде индекса деловой активности, объёмы капитализации, которые и характеризуют движение рынка отрасли, но объективно не отражают научно-технический потенциал, являющийся, кстати, стратегическим вопросом развития государства. И сегодня этот вопрос требует решения. Иначе как объяснить, например, сегодня широкий диапазон стоимости квадратного метра жилья от 54 тыс. рублей для социальной ипотеки до 150 тыс. рублей и выше для элитного. В то же время практически невозможно представить, как выглядело бы здание со средней стоимостью.

На стадионе «Казань-Арена»

— Сейчас много говорят о технологиях информационного моделирования. Какова в этой связи сегодня роль проектных организаций, с которых все начинается?

— Вы правы! Технологии информационного моделирования (ТИМ), которые сегодня стали обязательными для всех бюджетных заказов, могут решить большую часть проблем. Именно на стадии проектирования должны закладываться прогрессивные технические решения, реализующие в полной мере современные достижения науки и техники, формироваться цифровая информационная модель объекта, которая станет основой для всех смежников и обеспечит сохранение проектных сроков и стоимости готового здания.

Здесь необходимо отметить, что ключевой стадией реализации строительства является именно проектная организация, поскольку смета на проектирование составляет всего 5÷10% от общей сметы, и именно на этой стадии решается основная эффективность функционирования строительного объекта. С другой стороны, наиболее продвинутое техническое решение несомненно вызывает проблемы на изготовлении и монтаже. И зачастую технически прогрессивное решение становится дороже вследствие переналадки заводского оборудования, применения специальных подъёмных механизмов и т.п., хотя технически проект удовлетворяет действующим нормативам. Попытка же снизить эксплуатационные расходы после сдачи объекта в эксплуатацию за счет интегрирования технологии «умный дом» хоть и оправдывает издержки «недодуманности» проекта, но ставит вопрос отклонения технической политики в сторону зависимости от услуг, а не прямого удовлетворения отрасли. Кроме того, я убежден, что семья со средним достатком, не претендующая на социальное ипотечное кредитование, с удовольствием рассмотрит к приобретению жилье со стоимостью 50÷60 тыс. руб/м2, но, к сожалению, на рынке такое новое жилье просто отсутствует, что свидетельствует о безальтернативном выборе со стороны покупателя среднего сегмента в пользу дорогого жилья на условиях кредитования, предложенного банковской системой. И вот сегодня поиск этого баланса наиболее актуален как механизм согласования интересов всех участников инвестиционного цикла.

Отмечу, что внедрения ТИМ сегодня активно ведется сегодня в КГАСУ и успешно внедряется в проектирование технически сложных и уникальных объектов, спортивных объектов, объектов промышленного и сельскохозяйственного назначения. Например, предложенный и реализованный нашей командой навес вместимостью 7000 зрителей на стадионе «Ак Барс-Арена» для проведения чемпионата мира по водным видам спорта FINA 2015 — это результат научных и технических изысканий одной из самых сильных в России инженерных школ прочнистов – кафедры металлических конструкций. А стоимость реализации этого сооружения оказалась в 3,5 раза ниже предложений инженеров из Дании, Финляндии, Турции и т.д. Объект был сдан в эксплуатацию за 9 месяцев от начала проектирования, которое выполнялось силами нашей команды с использованием цифровых технологий. При этом согласование интересов-возможностей на начальном этапе хоть и несколько затормозило процесс проектирования, но по достижению компромисса это отставание было быстро снивелировано синхронной подготовительной фазой заводов-изготовителей, монтажных организаций. Кроме того, объект показал строительному сообществу, что потенциал отечественной инженерной школы огромен и мы можем быть независимыми от иностранных предложений.

Другой пример – стадион «Мордовия-Арена», где нашей командой решалась задача наращивания трибун с 28 до 45 тыс. зрителей с последующим переводом стадиона в режим «Наследие». Во всем многообразии идей, стоявших перед нашим коллективом конструкторов, выбран именно тот вариант, который прошел предварительные согласования интересов со стороны технических возможностей заводов-изготовителей, монтажных организаций, реализующих монтаж в стесненных условиях, основной проблемы – быстрого включения заводов и сокращения сроков монтажа. А это стало возможно только на основе использования существующей цифровой модели объекта.

Еще один пример из 2013 года, когда нами решалась задача проектирования покрытия Казанской академии тенниса совместно с ведущим проектным институтом региона – ТИГП. Именно тогда стала апробироваться методика выбора оптимального решения на основе согласования интересов, поскольку технический конфликт между архитекторами, инженерами, монтажниками и изготовителями не позволял реализовать техническое решение. Вариантов, как правило 2: директивный на основе волевых решений, либо согласовательный. Не вдаваясь в подробности методов решения, скажу, что объект получился изящным, сдан в срок и с экономическим эффектом.

Как видите, стадия проектирования с применением ТИМ при условии конструктивных переговоров и согласовании целей является основой эффективного строительства. И это только та малая часть примеров, которые доказывает, что сегодня необходимо мыслить не только собственными экономическими интересами участников, а в общих интересах дела, поднимающих вопросы независимости от импорта материалов, улучшения условий труда, освоения новых технологических уровней производительности. Тогда и экономика отрасли раскроется не только как субсидированная, а как процесс эффективного синтеза.

Стадион «Мордовия Арена»

— С каким проектом Вы будете выступать в полуфинале II Всероссийского конкурса управленцев «Лидеры строительной отрасли»?

— Проект, который разрабатывается мной — результат многолетнего труда нашей-отечественной инженерной школы. Казанский ГАСУ традиционно является центром притяжения инновационных разработок в области материалов, поиска эффективных технических и технологических решений. И сегодня хочется предложить отрасли не просто «одноканальный» подход в реализации инвестиционного проекта, а модель целого «Института эффективного и типового проектирования», связывающего законодательные органы системы Минстроя, контролирующие органы экспертизы, проектные организации, институты пространственного развития, производственные и потребительские уровни на основе согласования интересов, поиска конфликтных ситуаций и синтеза компромиссных решений, что, по моему мнению, внесет коррективы в отраслевые экономические тренды.

Кроме того, конкурс проводится Всероссийским центром национальной строительной политики при поддержке профильных министерств и ведомств, а также отраслевых институтов, объединений и союзов. Из почти 12 тыс. участников, в полуфинал прошли только 200 человек. В 2022 году приняло участие 45 регионов Российской Федерации. Из них – 12 республик, 3 автономных округа, 6 краев и 24 области. Самое большое количество участников из Москвы и МО, ХМАО, Свердловской области, Республики Крым, Краснодарского края и Санкт-Петербурга. Впервые приняли участие представители Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Республики Беларусь. Очный финал конкурса, пленарное заседание и награждение победителей, приуроченное ко Дню строителя, в этом году пройдет в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра в г. Ханты-Мансийск с 11 по 14 августа 2022 года, где будут объявлены 30 победителей конкурса. Всероссийский конкурс «Лидеры строительной отрасли» — открытый конкурс управленцев, среди представителей строительной отрасли, имеющих опыт работы в государственной или коммерческой организации строительной сферы на руководящих позициях различного уровня. Конкурс призван содействовать выявлению перспективных управленцев и получению ими новых знаний, навыков и практического опыта.

— Спасибо, Алексей Викторович! Желаем Вам успешного участия и победы в конкурсе!

На главную
Яндекс.Метрика