Под чудный звон колоколов

XV Всероссийский фестиваль колокольного звона в Елабуге собрал множество участников: звонарей, гусляров, музыкантов-мультиинструменталистов. Гостей праздника порадовали своим искусством творческие коллективы из Российской Федерации, Беларуси и Казахстана. Наталья КРАПОТКИНА, заведующая Музеем уездной медицины им. В. М. Бехтерева, организатор мероприятия, рассказала о фестивале, истории его возникновения и становления.

– Наталья Анатольевна, с чего все начиналось?

– История Спасской ярмарки ведет свое летоисчисление с XIX века. В 1846 году в Елабуге были построены каменные торговые ряды для удобства торговли. Из архивных данных известно, что купцы приезжали почти из 90 городов Российской империи. Уже в 1873 году на Спасской ярмарке в Елабуге товаров было представлено на сумму более 120 тысяч рублей. В 1917 году ее закрыли, но уже в 1922 году торговля возобновилась и просуществовала до Великой Отечественной войны.

– А новая жизнь ярмарки началась недавно?

– В 2008 году по инициативе генерального директора Елабужского государственного музея-заповедника Гульзады Ракиповны Руденко была возвращена традиция проведения ярмарки, в рамках которой проходит и фестиваль колокольного звона. И сегодня мы можем сказать, что Всероссийская Спасская ярмарка стала крупнейшим мероприятием событийного туризма в регионе.

В эти дни Всероссийский фестиваль колокольного звона собирает мастеров звонарского искусства, служителей храмов, музыкантов-мультиинструменталистов, исполнителей духовно-патриотических песен, фольклорные коллективы. Он не только помогает сохранять и возрождать древние традиции православной Руси, но и позволяет открывать новые страницы истории звонарского искусства России, а также служит превосходной площадкой для обмена опытом между участниками и гостями праздника.

– Есть ли динамика развития культурной составляющей?

– Можно вспомнить первый фестиваль 2008 года, собравший 18 звонарей из 7 городов России. В этом же году елабужская земля встретила 160 участников, в числе которых 76 звонарей, 12 музыкантов-мультиинструменталистов, много гусляров, исполнителей на народных инструментах, 12 творческих коллективов. Было представлено более 20 школ звонарского искусства, среди них – Московская, Санкт-Петербургская, Самарская, Нижегородская, Новосибирская, Уральская, Суздальская, Волгоградская, Калужская, Кемеровская, Кировская.

– Мастерство колокольного звона – ключевой элемент программы – это вне всякого сомнения, но сегодня свое творчество представили исполнители на самых разных инструментах.

– Как и 15 лет назад, одно из главных направлений – распространение искусства колокольного звона и традиций духовной музыки. Но в более широком аспекте ставятся цели возрождения, сохранения, а также популяризации православных традиций как части многоликой российской культуры. Стремимся работать на расширение культурного обмена между регионами, привлекаем внимание к музыкально-православным направлениям деятельности в сфере культуры в рамках Года культурного наследия народов России.

– Можно ли сказать, что фестиваль развивается во всех возможных смыслах?

– Мы расширяем географию своего влияния, растет количество творческих коллективов и мастеров различных музыкальных жанров. Фестиваль колокольного звона давно стал явлением российской значимости, и в дальнейшем планка творческого наполнения, организационного уровня и географического охвата будет только повышаться.

Участники о фестивале, творчестве и духовном стержне российской культуры

Иеромонах Кирилл, настоятель Спасского собора:

– Для меня очень важно сердечное расположение каждого человека, приехавшего на фестиваль. Здесь многие вещи открываются по-новому. Я человек в Елабуге относительно новый, служу год с небольшим, но уже успел полюбить город, его гостей, свой храм, прихожан. И для меня отрадно, что есть люди, искренне заинтересованные, много специалистов-звонарей, отлично играющих на колоколах, если можно так сказать, церковных инструментах. И мне хотелось бы выразить большую признательность сотрудникам нашего музея за столь высокий уровень организационной работы.

Кирилл Богомилов, композитор, гусляр, мультиинструменталист:

– На мой взгляд, гусли имеют более аутентичное звучание по сравнению со многими современными инструментами. Их глубина звукоизвлечения, обертонические ладовые многозвучия ласкают слух и умиляют сердце слушателя.

Гусли воплощают в себе глубину русского национального эпоса, его непередаваемую мистичность и полноту. С развитием гусельной культуры, появлением новых исполнителей и подходов к игре гусли, думаю, станут выражением русского духа в многообразии современных музыкальных жанров.

На фестиваль я приехал в третий раз по приглашению и хочу отметить очень прекрасную атмосферу, где дружеское общение между музыкантами совмещается с представлением искусства игры на этнических музыкальных инструментах. Думаю, у фестиваля большое будущее.

Крестина Воронцова, звонарь, Удмуртия, село Италмас:

– Первое мое участие в фестивале колокольного звона в Елабуге состоялось в 2018-м, таким образом, фестиваль 2022 года для меня второй. На таких мероприятиях получаешь мощный заряд вдохновения, здесь всегда множество людей, интересных, творческих, талантливых. От них всегда можно взять что-то новое для себя, чему-то научиться. Я пока только на пути к мастерству, и фестиваль колокольного звона – важная веха в освоении необычного искусства.

Евгений Бунтов, мультиинструменталист, мастер по изготовлению музыкальных инструментов, автор песен:

– Я участвовал почти во всех фестивалях колокольного звона, начиная с первого. Обычно приезжаю с народными инструментами: гусли, казачий колесный гудок и иногда южная колесная лира. Важнейшей задачей считаю просвещение, популяризацию забытых инструментов и традиционных народных ценностей. Мой репертуар в основном формируется из авторских произведений, есть казачьи песнопения. Ощущаю себя более поэтом, автором текстов. Но песня нуждается в инструменте, поэтому ты входишь душой в инструмент, а он открывается тебе, и тогда получается родить песню. Фестиваль в Елабуге мне очень дорог. Такое ощущение, что не приезжаешь в чужие края, а наоборот – домой возвращаешься. Чувствуется, что в эти дни возникает община – братство людей общего духа, интересов, мировоззрения. Это настоящий большой праздник жизни, где ты нужен, востребован и где каждый вносит важную лепту в общее действо.

Габриэль Гайденак, мастер игры на билотоне:

– Инструмент создан в 1988 году. Его изобретатель – Александр Иванович Жихарев. Звучание билотона похоже на колокольный звон, но его форма – плоскость, и звучание таких необычных колоколов приобрело новые, акустические свойства. Позже оказалось, что звук, излучаемый плоскими колоколами, имеет ярко выраженные терапевтические свойства, проверенные строгими научными методами. Несколько лет я играл вместе с Александром Ивановичем, а затем пошел своим музыкальным путем. Возможно, моему увлечению билотоном помогло и то обстоятельство, что я профессиональный звонарь с большим опытом. Но, несмотря на свои классические звонарские навыки, в Елабугу приезжаю как звонарь на билах. Участие в фестивале принимаю уже в седьмой раз. В этот раз праздник колокольного звона прошел совершенно удивительно. Все старожилы фестиваля отмечают необычную энергетику. Тепло, по-домашнему уютно, без единого сбоя, складно, мягко и очень по-доброму.

Федор Кузнецов, мастер колокольного звона, действительный член Ассоциации колокольного искусства России, руководитель фольклорного ансамбля «Раздолье»:

– Колокольным звоном занимаюсь более 30 лет. Для меня звон колоколов – это Божья благодать, он дает спокойствие, духовную помощь. Уже 15 лет подряд выезжаю на фестиваль с фольклорным коллективом «Раздолье». В репертуаре ансамбля – русские народные, казацкие, кубанские, украинские песни и духовные песнопения. «Раздолье» – студенческий коллектив, хормейстером которого является Ольга Кузнецова. Выступая на фестивале, общаясь напрямую со слушателями, ребята получают огромный творческий заряд, профессиональный рост. Помимо пения вокалисты познают искусство игры на колоколах, так, на этом фестивале одна из участниц коллектива Анна Кузнецова исполнила «Красный праздничный звон». А в прошлые сезоны мы представляли проект «Хоровое пение и колокольный звон». С каждым годом Всероссийский фестиваль колокольного звона разрастается, становится все больше участников, надеемся, что в скором времени фестиваль станет международным.

Александр Леонов, суздальский звонарь, гусляр:

– Должен отметить, что фестиваль в Елабуге действительно отличается от многих проводимых на территории России. Наш коллектив «Лучина» занимается реставрацией редкой русской народной песни с ее родной мелодикой, народной мудростью. Для нашего коллектива фестиваль в Елабуге – это своеобразныйНовый год, старт творческого сезона. Не устаю повторять, что все дело в отношении. Отношении между человеком и Богом, между людьми, между каждым человеком и природой, этим и отличается фестиваль в Елабуге – отношением. В какие-то годы было 60 участников-звонарей, а в этом году их уже более 70, и организаторы находили время для решения всех проблем с каждым из нас, неизменно приветливые, всегда готовые помочь.

Сергей Садов, основатель проекта «Садора»:

– До 30 лет я был музыкантом-гитаристом, играл много разной музыки от рока до джаза. Но мне всегда хотелось создать инструмент, который звучал бы как струнный оркестр. И такой инструмент я разработал, назвав его садора. Конечно, пришлось потратить довольно много времени для того, чтобы научиться на нем играть, вложить в него свое мировоззрение. Общая идея заключается в полистилистике этнического направления.

В елабужском фестивале участвую давно. Здесь исполнители имеют контакт со зрителем и слушателем, так как они находятся непосредственно на площадке без всяких подиумов, прямо на улице могут отыграть.

Алексей Яковлев, звонарь храма в честь Рождества Христова в селе Царевщина Самарской области:

– Принимаю участие в фестивале с самого его рождения, с небольшими перерывами. В моем приходе в 2003 году была построена колокольня и закуплены колокола. Это было время первых звонарских навыков. Конечно, потребовалось много практики, обмена опытом с другими звонарями, участия в фестивалях. К пониманию того, что колокольный звон – это особенное искусство, я пришел гораздо позже, поняв, что у колоколов есть не только ритм, как у ударных инструментов, но и своя уникальная музыкальность, гармония, созвучная с человеческой душой.

Я люблю Елабугу, это для меня уже родной город. Мне нравится гостеприимная атмосфера праздника, располагающая дарить людям радость колокольного звона, проявить себя с лучшей стороны. Фестиваль показал дух радости, гармонии, любви.

Наталья ЭЛЛЕР

На главную
Яндекс.Метрика