С середины прошлого века Казань приросла без малого сотней поселков, жители которых и по сей день в той или иной степени чувствуют себя обделенными по сравнению с остальными горожанами. Кому-то не хватает дорог и общественного транспорта, кому-то – школ и детских садов, кому-то – врачей, а у кого-то нет даже опорного пункта полиции. При этом обитатели одних поселков весьма активно добиваются лучшей доли, а других – полагаются исключительно на авось.
Точное количество входящих в состав Казани поселков и примерное число их обитателей на одном из недавних деловых понедельников в мэрии озвучил замглавы Исполкома Искандер Гиниятуллин.
– В границах города насчитывается 97 жилых массивов, – сообщил он. – Больше половины из них присоединены к Казани 30-40 лет назад и успешно развиваются вместе с городом. Например, Салмачи за последние 25 лет выросли в 10 раз. Всего в казанских поселках живут сегодня более 215 тысяч человек. Жилые массивы большей частью состоят из домов индивидуальной застройки с небольшими земельными участками при них, разветвленной уличной сетью и, как правило, проблемными коммуникациями.
«Почему Вы все время врете?»
Особняком в этом ряду стоят Дербышки. Во-первых, они едва ли не единственные из почти сотни своих собратьев не были присоединены к городу, а изначально, с 1932 года, развивались в его границах. Во-вторых, сегодня в 90-тысячных Дербышках проживает столько же человек, сколько в Алькеевском, Атнинском, Верхнеуслонском, Кайбицком, Камско-Устьинском и Тюлячинском районах Татарстана вместе взятых. В-третьих, это единственный на планете поселок, где в течение шести лет состоялись два чемпионата мира по хоккею с мячом – в 2005 и 2011 годах.
На этом уникальность Дербышек не заканчивается. Если первое и главное, чего жители большинства поселков требуют от городских властей, это асфальтированные дороги с максимально большим количеством полос движения, то здесь все происходит с точностью до наоборот. Вечером 8 апреля 2019 года в парковой аллее возле ДК им. Саид-Галиева жители Дербышек собрались, чтобы сказать решительное нет строительству четырехполосной дороги через свой поселок. В тусклом свете фонариков мобильных телефонов подписи под протестной петицией поставили 777 человек. Следующий сход, имевший место 1 мая на площади перед ДК им. Саид-Галиева, оказался более многолюдным, собрав более тысячи человек. В третий раз туда же пришло поменьше народу, видимо поверив советнику мэра Владимиру Фомину, который ранее на встрече с инициативной группой жителей заявил, что дорога через Дербышки «проходить не должна и надо признать ошибки проектировщиков» – составителей Генплана Казани до 2040 года.
В холодный и мокрый вечер воскресенья 4 августа 2019 года на той же площади бессменный ведущий протестных акций Денис Кропотов напомнил собравшимся суть противостояния. Чтобы разгрузить стоящую в часы пик улицу Мира, проходящую через поселок, разработчики нового Генплана предложили три варианта строительства дорог. Но все их жители категорически отвергли, ведь каждый из них был чем-то плох: то лес надо вырубать, то прокладывать широкополосную магистраль прямо под окнами жилых домов, то поступаться интересами соседей из поселка Нагорного.
– Наша группа разработала четвертый, альтернативный вариант, предполагающий строительство широкополосных магистралей в обход Дербышек и Нагорного, – продолжил Кропотов и передал микрофон одному из его авторов, активисту Андрею Осипову.
– Прямого ответа от городских властей мы не получили, не было приглашения ни на встречу, ни на участие в согласительной комиссии, – заявил тот. – Более того, всем жителям Дербышек по почтовым ящикам положили брошюрки с обращением главы Советского района, где нам опять предлагают те же три варианта строительства дороги! В них утверждается, что наш вариант приведет к сносу большего количества жилых домов, чем в любом из предложений Генплана, но это ложь.
Присутствовавшего на митинге главу Советского района Романа Фатхутдинова, пытавшегося было обосновать выбор проектировщиков, митингующие согнали с трибуны, а вслед за тем освистали и замглавы управления архитектуры и градостроительства Анастасию Латыпову. Едва она начала отвечать на нелицеприятные выкрики из толпы, как от людской массы отделилась неназвавшаяся женщина, схватила микрофон и стала кричать прямо в лицо не успевшему ретироваться главе района:
– Ответьте мне, почему Вы все время врете? Где четвертый вариант? Вы порядочный человек? Почему Вы нам врете постоянно?
На этой мажорной ноте митинги против автомагистрали через Дербышки завершились, поскольку вскоре любые массовые мероприятия были запрещены в связи с пандемией коронавируса, а затем и в связи с проведением специальной военной операции на Украине.
«Мы не чувствуем себя горожанами»
Совсем другие проблемы у жителей поселка Юдино, который расположен на противоположной окраине города и не такой большой, как Дербышки, хотя по числу жителей – 17,5 тысячи – все же превосходит такие отдельно взятые районы республики, как Верхнеуслонский, Кайбицкий, Камско-Устьинский, Новошешминский и Тюлячинский.
– Юдино всегда было крупным железнодорожным узлом, и поэтому как до середины 60-х, когда оно относилось к Зеленодольскому району, так и после, когда было присоединено к Казани, находилось под опекой Горьковской железной дороги, штаб-квартира которой находилась в Горьком, нынешнем Нижнем Новгороде, – вспоминает коренная жительница поселка Светлана Тарасова. – В советское время всем здесь заправлял Горький. В Юдино был свой роддом, больница, две поликлиники и две милиции – районная и железнодорожная, художественная и музыкальная школы, работал картинговый клуб, стадион «Локомотив» был открыт для всех желающих, была лыжная база, прокат коньков, Дом пионеров, в ДК железнодорожников бесплатно занимались взрослые и дети. Вся инфраструктура была заполнена, и жизнь била ключом. А после распада СССР все стало потихоньку рушиться. Не скажу, что совсем ничего не делается, – отремонтировали к 100-летию поселка ДК, Мемориал и детский сад «Раушан», открыли крытую ледовую арену и спортивный центр «Юлдаш», строятся высотные дома… Безусловно, это хорошо. Вот анонсировали новый торговый центр. А лучше б больницу построили…
Женщина считает, что главная проблема поселка в отсутствии нормального автобусного сообщения с Казанью, в состав которой он входит только юридически, но не географически, поскольку отделен от города не только другими поселками, но и лесопарком «Лебяжье». Сегодня Юдино с Казанью связывают только два автобусных маршрута – 46-й «Профилакторий – ЖК «Экопарк «Дубрава» и 72-й «Профилакторий – пл. Вахитова», и ни один из них не проходит через центр города. Есть, правда, еще автобус № 2 «Привокзальная – метро «Аметьево», но он останавливается на другой стороне железной дороги, где живет от силы 3% населения поселка, а всем остальным нужно переходить через «железку» по высокому металлическому мосту, что зимой, когда он покрывается слоем льда, в буквальном смысле слова опасно для жизни. Таксисты, если ты застрял в городе позже 10 вечера, в Юдино везти просто отказываются.
– Но и это еще не все, – продолжает Светлана. – Сейчас многие службы перенесли из Юдино в ЖК «Салават Купере». Теперь у нас нет ни полиции, ни собеса, ни ЖЭУ, ни ЕРЦ, ни Пенсионного фонда. На машине доехать туда плевое дело, зато на общественном транспорте – целая эпопея. Сначала нужно доехать на 46-м или 72-м до Залесного, потом перейти дорогу и сесть на 36-й. Я обращалась через интернет-приемную в Исполком Казани с просьбой организовать автобусный маршрут между Юдино и Осиново, на окраине которого расположен ЖК «Салават Купере», но в ответ мне прислали отписку. Конечно, после этого мы не чувствуем себя горожанами.
«Есть, допустим, Салмачи…»
Да простят меня жители всех остальных казанских поселков, но, пожалуй, самыми многострадальными среди них являются Салмачи, те самые, про которые замглавы горисполкома с гордостью сообщил, что за последние четверть века их население выросло в 10 раз. Лучше всех о первопричинах проблем тамошних жителей в интервью одному из местных интернет-изданий два года назад сказал мэр Казани Ильсур Метшин.
«Есть, допустим, Салмачи. Там был директор колхоза, который в лихие 90-е колхоз в собственность взял. Он очень был предприимчивым, писал песни, за которые потом свои же деньги платил, чтобы пели. Очень популярным человеком был. Но он зло нанес такое, – вздохнул градоначальник. – Он в Салмачах без генплана, без разрешения раздал тысячи земельных участков, по 5, 6, 10 соток, не оставляя пожарных проездов. А люди построили дворцы. Ни детских садов, ни социальной инфраструктуры, ничего. И даже когда мы делали расширение по просьбе жителей в Салмачах, 6-полосную дорогу длиной 1,8 км, это было почти невозможным мероприятием. Более того, их дорога прошла по этиленопроводу «Казаньоргсинтез» – «Нижнекамскнефтехим». Нам нужно было остановить одновременно «Оренбурггазтранс», «Казаньоргсинтез», «Нижнекамскнефтехим», чтобы они в одно время сделали капремонт. Но ширина дороги… Там дальше коттеджи. Они говорят: дай нам дорогу, но попробуй хоть один дом снеси. А чтобы в Салмачах эти дороги внутри проложить, мы должны на каждой улице метра по три у каждого отнять. А их нет, потому что у них там дома. А тротуар не положишь, раз по ГОСТу, по нормативам безопасность мы не можем обеспечить, значит, нельзя бюджетные деньги тратить. Не я придумал такие правила».
Казалось бы, добавить к этому нечего, но список из 33 несчастий, в который в числе прочих входят постоянные перебои с водой и судебные решения о сносе многоквартирных домов, построенных на земле, предназначенной под ИЖС, пополнило ООО «Газпром трансгаз Казань». В 2015 году газовики внезапно, спустя полвека после прокладки через Салмачи магистрального газопровода «Миннибаво – Казань», вспомнили, что у него есть охранная зона. И стали пачками подавать иски о сносе частных домов, построенных в этой охранной зоне. С тех пор Приволжский райсуд, а за ним и Верховный суд РТ успели удовлетворить несколько десятков таких исков, однако местные жители продолжают держать круговую оборону.
– Все судебные решения давно уже вступили в законную силу, но ни один дом до сих пор не снесен, – утверждает представитель инициативной группы жителей Салмачей Мария Филина. – Их хозяева постоянно платят штрафы за неисполнение решения суда, им запрещен выезд за границу, но они не желают сдаваться на милость газпромовской «дочки».
Поселок Привольный – самый прикольный?
Жители поселка Привольный, который с соседней Вишневкой фактически составляет одно целое, оказались самыми креативными, сумев без митингов и прочих публичных массовых мероприятий достучаться не только до местных и республиканских властей, но и до Москвы. Полный отчаяния видеоролик, на котором дети из Привольного и Вишневки выкладывают своими телами на снегу слово «Школа», вызвал в марте прошлого года скандал на федеральном уровне. Минпрос РФ срочно потребовал отчета у татарстанских образовательных чиновников: «Что это у вас там дети на снегу лежат?» А известный тележурналист Андрей Караулов назвал эти кадры жуткими и признался, что они тронули его до слез. Всего за несколько часов видеосюжет, который он разместил в своем телеграм-канале, собрал более 800 тысяч просмотров.
На следующий день глава Исполкома Казани Рустем Гафаров поспешил на встречу с возмущенными жителями Привольного и Вишневки, включенных в состав Казани еще в конце 90-х (до этого они относились к Пестречинскому району), но до сих пор не имеющих элементарной инфраструктуры. Он пообещал, что школу в Привольном обязательно построят, поскольку для этого есть самое главное – место. Нужно лишь подсчитать, сколько в поселках детей школьного возраста, и попросить у руководства Татарстана денег на проект и строительство школы. В январе нынешнего года комитет земельных и имущественных отношений Исполкома Казани доложил, что участок площадью 3,5 га на улице Фиалковой в Привольном наконец сформирован «в целях строительства типовой общеобразовательной школы вместимостью 1224 человека», но дальше этого дело пока не сдвинулось.
Конечно, местные жители возмущены тем, что и в новом учебном году им придется возить детей в школу в город, поднимая их в 6 утра, чтобы не застрять в пробках. Но наивно было бы полагать, что Привольный и Вишневку так просто передвинут из конца в начало очереди из 30 микрорайонов Казани, которые, по словам, Рустема Гафарова, остро нуждаются в новых школах. Наверное, им просто нужно запастись терпением. Как, впрочем, и жителям всех остальных казанских поселков, в двух из которых до сих пор нет газа, в 24 – центрального водоснабжения, а в 68 – канализации. Или все-таки надо стучаться во все двери, требуя для бывших жителей пригородных районов таких же условий, как и для других горожан? Ведь, включая в состав Казани эти поселки, городские власти автоматически брали на себя определенные обязательства. Наверное, так. Ибо, как сказано «стучащему, да откроется».
Вадим СЕРГЕЕВ