Театр родом из детства

Татарский государственный театр кукол «Экият» начал свою историю в 1934 году как Первый государственный интернациональный театр кукол. Об истоках театра, чем живет сегодня и куда движется читателям журнала рассказывает исполнительный директор театра кукол «Экият» Ильфат ГАНЕЕВ.

– Ильфат Тауерисович, когда мы говорим о явлении с большой историей, всегда возникает вопрос: а как все начиналось?

– Кукольный театр имеет древнюю историю, но если говорить о советской стране, то первым мастером жанра стал Сергей Владимирович Образцов. А основоположником нашего театра был Сергей Макарович Мерзляков.

Думаю, необходимо вспомнить и имена артистов первой труппы: Сара Валиуллина, Зинаида Устинова, Борис Рычков, Марьям Хисамова, Фуат Тагиров, Рокыя Хабибуллина, Вали Гафаров, Мария Язвина, Елизавета Сергеева, Хаят Сабитова, Госман Медведев. Этой молодой и прогрессивной команде во главе с Мерзляковым удалось создать множество интересных спектаклей на двух языках. Среди них – «Братья Монгольфье», «Каштанка», «Гусенок», «Кошка и Лешка», «Три подружки». А в 1937 году была поставлена сказка Г. Тукая «Кәҗә белән Сарык», авторами и режиссерами которой были Рокыя Хабибуллина и Фуат Тагиров. Это первый опыт обращения театра к национальной сказке.

– Расскажите о формировании современного репертуара.

– В отличие от других театров, у нас две труппы – татарская и русская, и мы играем на двух языках. Конечно же, при формирования плана постановок уделяем большое внимание обновлению репертуара как в русской, так и в татарской труппе. В «Экият» есть спектакли для школьников, для детей от 5 лет, для семейного просмотра. Активно развиваем направление бэби-спектаклей, для самых маленьких, с одного года, где учим первым навыкам общения. В репертуаре – несколько захватывающих и познавательных постановок, такие как «Добрый день!» и на татарском языке «Хәерле көн!», «Один день из жизни Улитки», «Приключения пингвиненка Пинка» и т.д.

Мы прилагаем большие усилия для разрушения стереотипа, что театр кукол – только для детей. На сегодняшний день имеем широкий репертуар спектаклей для взрослых: «Старик из деревни Альдермеш» Туфана Миннуллина, «Люди» по произведению Галимджана Ибрагимова, «Ханума» А. Цагарели, «Ночь перед Рождеством» по Гоголю и многие другие. А данные спектакли показываем каждую неделю.

– Создание кукол и появление кукольных спектаклей – трудоемкое дело?

– Любой спектакль требует индивидуального решения образа и характера. В каждого персонажа режиссер и художник вкладывают свою уникальную идею. Эскизы изучаются на техсовете театра. Здесь художник-постановщик подробно рассказывает, какими будут куклы, их механика, декорации к будущему спектаклю. После принятия эскизов начинается работа по изготовлению в цехах. В основном куклы и декорации мы делаем сами. Для этого существуют столярный, бутафорский и швейные цеха. Также у нас есть опыт, когда мы заказываем куклы и декорации другим профессионалам «со стороны». Данное решение принимается исходя из загруженности наших цехов.

– А подготовка профильных специалистов для театра кукол как идет?

– Параллельно с основной деятельностью. В 2019 году по инициативе художественного руководителя нашего театра Ильгиза Газинуровича Зайниева в Казанском театральном училище открыто отделение по специальности «артист-кукловод». Слушатели отделения уже прошли три курса и активно участвуют в жизни театра.

Есть различные курсы повышения квалификации, проводятся форумы, где также принимают участие наши сотрудники. Последняя творческая лаборатория прошла в феврале 2022 года. В течение пяти дней артисты и сотрудники театра разбирали конкретные вопросы петрушечного театра, особенности устройства кукол-марионеток и различных способов работы с ними. Для этого были приглашены главный художник Государственного академического центрального театра кукол им. Сергея Образцова, неоднократный лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» Виктор Антонов и художественный руководитель театра «Бродячий вертеп» Александр Греф. Также доцент кафедры сценической речи РГИСИ Дмитрий Кошмин проводил тренинги по технике речи и актерскому мастерству.

– Насколько, с Вашей точки зрения, важно искусство театра кукол?

– Театр кукол – самый первый театр в жизни ребенка. Кукольные спектакли – любимейшее развлечение детей самого разного возраста, они дарят яркие незабываемые впечатления. Однако театр кукол для детей не только развлечение, он имеет огромное воспитательное и развивающее значение. Посещение спектаклей приобщает ребенка к духовным ценностям и развивает эмоциональную сферу. В ходе кукольного спектакля малыши учатся понимать, как различить добро и под какими масками может прятаться зло. Искусство театра кукол не стоит на месте, оно развивается, появляются новые жанры.

– Каково, на Ваш взгляд, место театра кукол в культурной жизни Казани, Татарстана?

– На сегодняшний день «Экият» занимает одно из лидирующих мест в республике по количеству проведенных мероприятий и количеству зрителей. Это один из лучших и красивейших детских театров в мире. И это факт! Мы бесконечно благодарны первому Президенту Республики Татарстан Минтимеру Шариповичу Шаймиеву за то, что именно он дал задание начать стройку, Президенту Республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову, благодаря которому стройка воплотилась в жизнь. В том, что у Казани и Татарстана есть сегодня эта культурная и архитектурная достопримечательность, большую роль сыграли Роза Саитнуровна Яппарова, возглавлявшая Татарский государственный театр кукол «Экият», и главный режиссер Ильдус Насихович Зиннуров.

Мы каждодневно трудимся над улучшением качества постановок. Развиваем разные направления, приглашаем лучших специалистов. И с каждым годом чувствуем все больше внимания со стороны зрителя. Наши новогодние представления очень востребованные, билеты на них раскупают за две недели. Внутренний туризм очень активен сейчас. На сегодняшний день у нас активно проходят экскурсии по театру.

– Удалось ли реализовать планы в прошлом сезоне? Чем удивите зрителей дальше?

– В июне этого года масштабно провели IV Международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest». Следующий, пятый фестиваль должен состояться в 2024-м. Принято согласованное с учредителем решение, что в дальнейшем мероприятие будет проходить раз в два, а не в три года, как было раньше.

Все задачи и планы, которые стояли перед сезоном, мы выполнили, выпустив семь премьерных спектаклей; в рамках фестиваля «Золотая маска» стали номинантами в пяти номинациях со спектаклем «Адәмнәр», провели два показа в Москве в театре кукол Сергея Образцова; участвовали в различных фестивалях; провели три обменные гастроли на межрегиональном уровне; зрители 11 муниципальных районов республики посмотрели наши спектакли.

10 сентября официально откроем 89-й театральный сезон. По внутреннему плану за этот сезон должны выпустить девять новых спектаклей. До конца этого года с учетом новогоднего представления запланированы пять премьерных спектаклей: в сентябре – «Серая шейка» Д. Мамина-Сибиряка, в октябре – «Авыл эте Акбай» по пьесе Т. Миннуллина на татарском языке, «Бобровый пруд» (бэби-спектакль) Н. Сладкого, в ноябре – «Волшебная лампа Аладдина».

Наталья ЭЛЛЕР

На главную
Яндекс.Метрика