Мастерство быть счастливым и успешным

С марта по июнь нынешнего года в России, по данным Федеральной налоговой службы, закрылось 113,5 тысячи коммерческих организаций, что на 17,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Эксперты называют тревожной эту тенденцию и предполагают, что она сохранится. Вместе с Анастасией ГИЛЬМАНУРОВОЙ, сооснователем Академии коучинга, бизнес-тренером, представителем семейного бизнеса, обсуждаем, как предпринимательству удержаться на плаву в сложный период.

– Анастасия, что происходит с предпринимательством?

– Проблемы и особенности, которые сейчас имеют место в предпринимательстве, характерны не только для дня нынешнего, а для последних лет в целом. Предпринимательство само по себе предполагает нечто сложно объяснимое, быстроменяющееся. Бизнес всегда вырабатывает умение рисковать и доверять себе. Поэтому даже в самые сложные времена создаются новые проекты, наращиваются обороты в действующих компаниях, организуется обучение для собственников в разных форматах. Это первое, что происходит.

Второе: бизнес уходит в интернет. Продажи становятся понятными, быстрыми, доступными для продавцов и клиентов. Но даже с учетом цифровизации, интернета, технологичности и ботов нужны люди. Только с ними мы общаемся, продаем, покупаем, обслуживаем. Что-то упрощается, что-то наоборот, но область человеческих отношений по-прежнему остается в приоритете.

Третья особенность нынешнего положения дел – люди идут к людям. Даже если вы «КАМАЗы» или дома строите, то к вам пойдут как к человеку – владельцу, руководителю, именно к вам притянутся талантливые, инициативные, ответственные сотрудники. И задача – вырастить себя как личность, бизнесмена. А это и мышление, и внутреннее состояние, и действия. Еще один момент: есть инвесторы, желающие выгодно вложить деньги в идеи, людей, и здесь нужно понимание, что вы готовы предложить.

Одним словом, проблем и особенностей не становится меньше или больше. Если вы в бизнесе, жить вам всегда в состоянии многозадачности. Это точно не про стабильность – скорее, про изобретательность, внимательность к трендам, умение удерживать и увлекать идеей, честность с собой, с клиентами и персоналом. На рынке остаются те, кто готов расти, сохранять баланс роста и уметь быть «точкой опоры» для себя и других, кто живет не только идеей зарабатывания денег, но и созданием ценностей. Кто нацелен играть долго. Особенно глубокий потенциал я вижу именно в семейном бизнесе.

– Какие внедрять инструменты, чтобы максимально оставаться на плаву? Либо как осознать, что пришло время закрыться / трансформироваться во что-то другое?

– Инструменты я бы разделила по группам. Первая – про себя. Возьмите себе коуча, ментора. Осваивайте soft skills (гибкие навыки. – Ред.). Развивайтесь не просто как управленец, а как стратег. Постоянно получайте новые знания в профессиональной теме, изучайте тренды и веяния. Прорабатывайте навыки влияния, эмоциональный интеллект, целостность.

Вторая группа инструментов – под общим названием «про людей». Обучайте персонал. Станьте магнитом на рынке труда для сотрудников. Пусть начнет работать ваш внешний бренд. Обучайте людей выстраивать отношения, а не просто продавать. Стройте долгосрочные, честные и поддерживающие отношения. Пусть работники будут самым лояльным внутренним клиентом. Мотивируйте сильных сотрудников развивать новичков. Формируйте команду. Используйте творческий потенциал ваших людей. Создавайте свое племя. Отпускайте сильных, если они перерастают ваш бизнес. Будьте готовы сделать им интересное и вкусное предложение. Пусть они, даже если уходят, будут вашими партнерами.

– Как удержать специалистов в кризис?

– Максимально использовать их потенциал. Когда мы недоиспользованы, то начинаем обесценивать достижения других или испытываем чувство вины. Пусть у людей присутствует возможность быть важным вкладом в общее дело. На уровне идей, умения поддерживать других, авторитетных компетенций сотрудников-достигаторов. Ищите их силу, никто не стал сразу мудрым профессионалом. Создавайте человеческие отношения между людьми. Пусть они даже ругаются, конфликтуют – главное, чтобы могли доверять друг другу. Как только появляется требовательность, рождаются конфликты, но появляется и ответственность. А значит, будет результат и у команды, и у каждого. Советуйтесь с подчиненными, мы все хотим что-то улучшить, усилить. Пусть они лучше усиливают и улучшают ваш бизнес.

Третий важный пункт – о пространстве. Пусть у сотрудников будет пространство для жизни на работе. Что-то, что они считают здесь своим – стол, шкаф. Не факт, что народу нужны дорогие застолья в ресторане для укрепления команды. Мы, например, недавно ходили тарелки из глины лепить всем коллективом. Вообще, пусть будет много тепла и уюта. Сейчас нам нужно тепло. Заводите традиции и ритуалы. Во время кризиса это может сохранить созданное. Пусть что-то будет повторяющимся, даже бюджетным. Да хоть обедайте вместе! Или пейте кофе по утрам.

– Какими должны быть основные шаги в маркетинге, если упали доходы?

– Сейчас мы ограничены в средствах. На рекламу бюджеты стали скромнее. Спасает партизанский маркетинг, малобюджетный. Не бойтесь обращаться к клиентам и партнерам с просьбами о рекомендациях и рекомендуйте смелее сами. Продвигайте своих клиентов: это и приятно, и полезно для упрочения связей. Скоро Новый год, придумывайте подарки.

– В чем суть антикризисного управления?

– Коммуникация. Разговаривайте с людьми. Они поддерживают и делают бизнес-процессы. Иногда мы покупаем ерунду только потому, что нам ее потрясающе продавали.

– Вы с супругом ведете бизнес вместе. По Вашим ощущениям, семейному бизнесу сейчас легче выживать или сложнее?

– Семейный бизнес не поддается схеме «построили, отладили и быстренько продали». Я наблюдаю за семейными предпринимателями и вижу – история основательная, надолго, с возможностью передать по наследству. Есть сложности и плюсы в кризис. Мы не можем бросить все и уйти в более выгодную нишу, готовы терпеть ради будущего. Нам сложно прощаться с людьми, потому что берем не просто человека в команду, мы берем его в семью. Условно, конечно. Но делаем максимум, чтобы нашим сотрудникам было удобно, спокойно, надежно. В кризис это важно. В пандемию не уволили никого. Всей командой работали даже больше и дружнее. Генерировали идеи, сохранили всех.

– Ваш совет: как представителям бизнеса оставаться успешными и спокойными в неспокойные времена?

– Как жить, решает каждый сам. Но даже в блокаду люди влюблялись и рожали детей. Если я предприниматель, значит, у меня есть и силы, и способности, чтобы реализовать свои цели. Понимаю, что изменения в жизни будут постоянно, как и кризисы, впрочем, тоже. И мне интересно, даже любопытно. С искренним интересом живу и строю бизнес. Вернуться в детский сад, логопедию, откуда когда-то ушла, я всегда смогу. Вопрос счастья сейчас важен в бизнесе. А быть и счастливым, и успешным – это мастерство. Так что давайте играть в игру мастерства.

Оксана БИРЮКОВА

На главную
Яндекс.Метрика