«Набукко»: сила – в правде и вере

Опера Джузеппе Верди «Набукко», как считал сам композитор, родилась под счастливой звездой. По воспоминаниям современников, ее премьера состоялась в театре «Ла Скала» в 1842 году и сопровождалась такими бурными овациями, каких давно не слышала эта сцена. С нее началось триумфальное шествие музыки Верди по всем театрам мира и продолжается в настоящее время.

Набукко – сокращенное итальянское именование знаменитого вавилонского царя Навуходоносора II, а в основе сюжета лежит библейская легенда о покорителе Иудеи, который разрушил священный храм Соломона в 587 году до н.э. и переселил в Вавилон пленных иудеев, но потом, вняв воле неба, вернул покоренному народу свободу. Здесь Верди поднимает актуальную для любого времени тему власти и злоупотребления ею. И, конечно, не обошлось без осмысления того, что может противостоять властителю-тирану. Зритель, двигаясь по сюжетной линии вслед за героями, сам делает выводы.    

Начало спектакля уносит нас на два с половиной века назад. Мы видим испуганный народ осажденного Иерусалима, который собрался у храма Соломона и молится, а все, кто способен держать оружие, сражаются с врагом. Среди собравшихся у храма — иудейский первосвященник Захария (Михаил Казаков, Большой театр,  ТАГТОиБ им. М. Джалиля). Он непоколебимо верит в спасение, это дает ему силу. Колоритный бас Михаила Казакова отличается глубиной и удивительной полнотой звучания. Именно такой голос соответствует образу Захария, духовного, национального лидера, способного вести за собой.

Победивший на поле боя Набукко в своей гордыне провозглашает себя богом и приказывает разрушить храм Соломона. Здесь режиссер-постановщик Ефим Майзель использовал интересный прием, когда все сценическое действие замирает, как в стоп-кадре, сцена погружается во тьму, где освещена только фигура Набукко. Небесная кара настигает гордеца, лишив его разума. Он хватается за голову, а над перевернутым троном возвышается с короной в руках его коварная дочь Абигайль (Зоя Церерина, ТАГТОиБ им. М. Джалиля). По сути Абигайль проходит тот же драматичный путь, что и отец. В попытке получить больше уважения, почтения и любви она прибегает к обману и предательству: захватывает власть, держит больного отца в заточении, собирается казнить родную сестру Фенену (Виктория Яровая, «Новая Опера», Москва) вместе с иудеями.

Спектакль насыщен ансамблями, и в данном актерском составе прозвучали великолепные голоса, наполняющие зал. Отдельно стоит поблагодарить артистов хора под руководством хормейстера Юрия Карпова. Иудейский народ – один из центральных героев «Набукко». Создать коллективный образ значительно сложнее, но артисты нашего театра справились с задачей прекрасно, а знаменитый хор пленных иудеев  перед казнью Va, pensiero, ставший неофициальным гимном Италии, вызвал эмоциональное потрясение в зале. 

«Набукко» — одна из немногих опер Верди со счастливым финалом. Вавилонский царь, осознав возможность казни своей дочери Фенены, через покаяние получает прощение — разум его проясняется, он возвращает себе власть, а иудеям свободу и разрушает идола Ваала. Абигайль раскаивается в своих преступных поступках, она прощена и умирает счастливой. Правда и вера побеждают. А как же иначе?

Марина Горшкова

фото Виталий Янчишин   

На главную
Яндекс.Метрика