В рамках ежегодного Шаляпинского фестиваля была исполнена опера Джузеппе Верди «Трубадур». Наряду с «Травиатой» и «Риголетто», «Трубадур» считается одной из крупнейших работ Верди, созданной в 1850 году. Со времени своей первой постановки «Трубадур» остается одной из самых популярных опер в мире. Постановка основана на одноименной драме Антонио Гарсия Гутьерреса. Сюжет оперы пстроен на реальных фактах, произошедших в Испании в XV веке, но эпизоды оперы так скомпонованы, что многие ключевые обстоятельства происходят либо до начала основного действия, либо в период времени между актами.
Музыка необычайно выразительна, всегда ясно, счастлив персонаж или грустен, любит он или ненавидит. Причиной популярности является и то, что в ней есть знаковые мелодии, такие как «В горы родные мы возвратимся», «Свет ее улыбки ясные» и другие.
Марина Нерабеева (исполнительница роли Леоноры, фрейлины принцессы Арагонской):
— Впервые Леонору в «Трубадуре» я исполнила в Москве, в театре «Новая опера» им.Е.В.Колобова в декабре 2012 года. Главный режиссер — англичанин Ян Латам-Кёниг был нашим главным дирижером, и должна сказать, он довольно технично подходил к исполнению всей оперы. Марко Гандини в то время был помощником режиссера и только начинал свою карьеру в Ла Скала. Может быть, поэтому клише «Ла Скала» частично перешло в «Трубадура». В том смысле, что не столько было драматического действия, сколько игры на эмоциях. Но это и интересно, посмотреть на работу итальянского режиссера, прочувствовать итальянский стиль.
Когда мы ставили в Казани «Трубадура» с режиссером Ефимом Майзелем, он просил откликаться больше на аллегории, раскрашивать больше вздохами через руки, движения ног, чтобы тело дышало вместе с музыкальной фразой. Особенно это заметно в финале третьего действия, где видно исполнение через телодвижения.
Безусловно, роль в «Трубадуре» — одна из моих любимых. Эта партия раскрывает во мне множество граней, хотя когда я впервые исполняла Леонору, даже не думала, что может быть так, особенно в третьем действии. Для меня ария D’amor sull’ali rosee является консистенцией образа, настолько она технична, есть выходы на пьяно, эмоциональный фон становится своего рода консистенцией наполненности лирического и драматического голоса для сопрано.
В очередной раз убеждаюсь, насколько Верди техничен, он белькантовый и эмоциональный. У него часто звучит танцевальная музыка, на что многие провоцируются и начинают приплясывать в голосе, не понимая, что это должно быть только лишь волнение голоса. Такие партии, как Аида и многие другие — это любовь, которую нельзя ни на что променять. Мне нравится Пуччини, многие другие. Но любовь к Верди — что-то особенное. Один раз попробовав, много раз будешь к нему возвращаться. Верди стимулирует певца постоянно, возвращает его в норму.
С Василием Валитовым, (дирижер театра «Новая Опера») мы знакомы давно. Работали с ним над оперой в Казани и в Москве. Хочу сказать, что в этот раз он был особенно чуток и внимателен. Традиционно в итальянских театрах паузы — сладкий десерт. И Васильев позволял делать много пауз, фермат, что было замечательно. У меня уже ряд лет накапливается положительный эффект от работы с ним, все больше раскрываясь и наполняясь.
Уже не первый раз убеждаюсь, что в Казани удачно подбирают актеров. Мне приятно приезжать и петь с людьми, знающими текст партнера, умеющими отыгрывать мизансцены. Эмоционально очень помог Владислав Сулимский (солист Мариинского театра), он не боялся повернуться ко мне фронтально, выбрать удачное движение тела. Подбирать таких оперных мастеров непросто.
В целом в традиции казанских фестивалей очень хороший подбор произведений, которые петь и слушать одно удовольствие. Здесь приятно работать, отличная профессиональная организация всего действия.
Справка: Марина Нерабеева, сопрано
С 2010 года — приглашенная солистка Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля.
Справка: Марина Нерабеева, сопрано
С 2010 года — приглашенная солистка Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля.
В театре «Новая Опера» работает с 2011 года.
Номинант «Золотая маска за 2021-2022 год.
Наталья Эллер








