«Хованщина»: Мариинский театр в Казани

В рамках XLI Международного оперного фестиваля им. Ф.И. Шаляпина при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, организации «Росконцерт» казанскому зрителю был представлен спектакль Мариинского театра  «Хованщина». Выбор произведения не случаен. Оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» — два знаковых произведения, в которых талант Федора Ивановича раскрылся с необыкновенной силой, он стал всемирно известным. Но и Шаляпин, в свою очередь, многое сделал для того, чтобы русская опера обрела всемирную славу. Поэтому в год 150-летия со дня рождения нашего великого земляка оба спектакля закономерно оказались в афише фестиваля.

Народную музыкальную драму «Хованщина» Модест Мусоргский писал с 1872 года до самой своей смерти в 1881 году, но не закончил финал, полностью отсутствовала оркестровка. Эту работу проделал друг композитора Николай Римский-Корсаков. Однако в 1883 году оперный комитет при Дирекции Императорских театров отказал «Хованщине» в постановке. Историческая тема русского церковного раскола, воплощенная в пяти актах «Хованщины», привлекла внимание московской Частной оперы Саввы Мамонтова, где в 1897 году и состоялась премьера с участием 24-летнего Шаляпина. В работе над образом главы раскольников Досифея певец обратился за консультациями с известному современнику — историку Василию Ключевскому, который раскрыл подробности выбранной Мусоргским эпохи, помог в понимании образов. Постановка стала грандиозным историческим полотном, в Петербурге заговорили о новом высоком басе и «Хованщине».

В Императорских театрах молодой артист выступил не только как исполнитель, но и как режиссер. Сохранилось немало воспоминаний современников о Шаляпине-режиссере: как репетировал с каждым артистом его партию под аккомпанемент на фортепиано и добивался осмысленного отношения к роли, как работал с хором. Дирижеры вынуждены были во всем подчиниться указаниям молодого гения, даже в вопросах темпов. В результате «Хованщина» имела огромный успех как в Мариинском, так и в Большом театрах. Благодаря Федору Ивановичу русская опера получила популярность в Европе, «Хованщину» перевели на итальянский и исполнили в Ла Скала, а Сергей Дягилев  включил ее в программы Русских сезонов в Париже и Лондоне. Кстати, для Русских сезонов был заказан новый финал оперы, его выполнил Игорь Стравинский совместно с Морисом Равелем, а сценография создана молодым художником Федором Федоровским. Интересно, что спектакль, который увидел казанский зритель, также идет в сценографии Федоровского, но более позднего времени. Новую сценическую версию создал Юрий Александров в 2000 году, оркестровка Дмитрия Шостаковича 1960 года.

Партию Досифея на казанской сцене исполнил народный артист России Владимир Ванеев. Перед спектаклем он  признался, что еще в студенческие годы изучил все книги, в которых Шаляпин описал свое понимание роли и то, как ее необходимо исполнять, что, разумеется, повлияло на интерпретацию образа. «Без Шаляпина русская опера просто не существовала бы в том виде, в котором она сейчас есть. Это была революция, однозначно», — отметил певец, подчеркнув, что сам отыграл около 200 спектаклей и за это время его понимание образа тоже сильно эволюционировало. В спектакле Мариинского театра перед зрителем предстала очень мощная фигура духовного лидера с непререкаемым авторитетом, который готов погибнуть за свои убеждения. И погибает в финале, но остается победителем – именно внутренняя сила главы раскольников и его вера так притягательны в этом образе. Он как будто сошел с древних икон. Соответствует образу мощный и глубокий бас Владимира Ванеева.

Спектакль собрал уникальных артистов, неповторимые по глубине и колориту голоса, особенно мужские: Князь Иван Хованский  — лауреат международных конкурсов Михаил Петренко, Князь Андрей Хованский  — заслуженный артист Республики Башкортостан Сергей Скороходов, Князь Василий Голицын  — заслуженный артист России Евгений Акимов, Боярин Шакловитый — лауреат международных конкурсов Вячеслав Васильев. Из женских персонажей на казанского зрителя произвела неизгладимое впечатление Юлия Маточкина, лауреат международных конкурсов. Она исполнила роль раскольницы Марфы, создав очень цельный и целомудренный образ.

Одно из безусловных и неоспоримых достоинств спектакля — его стилевая целостность, где все: сценография, декорации, костюмы, исполнение главных партий, а также  мощное звучание хора и  оркестра под управлением маэстро Валерия Гергиева — подчинено единой художественной задаче. И несмотря на то, что спектакль шел более пяти часов и закончился около полуночи, зрители, увлекаемые сюжетной линией, затаив дыхание, завороженно смотрели и слушали представленное их вниманию произведение.

Драматической кульминацией становится последняя картина, когда обреченные раскольники поджигают скит и сгорают в нем сами, а пожар и обрушение постройки натуралистичны и пугающи. Сцена выглядит символично, напоминая о том, сколько трагичных событий и поворотов в российской истории, заставляя задуматься о роли в ней человека, его выборе, вере и правде…

Когда-то Федор Иванович написал: «Трудна моя жизнь, но хороша! Минуты великого счастья переживал я благодаря искусству, страстно любимому мною. Любовь — это счастье, что бы мы не любили, но любовь к искусству — величайшее счастье нашей жизни!». Благодаря оркестру и артистам Мариинского театра, всем, кто сохранял и преумножал шаляпинские традиции и делал это с любовью, и, конечно, благодаря организаторам фестиваля, казанские зрители смогли пережить неповторимые минуты счастья, по-новому увидеть и оценить русскую оперу.

Марина Горшкова

фото Виталий Янчишин

На главную
Яндекс.Метрика