Большой театр в Казани

В этом году XLI Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина, посвященный 150-летию нашего гениального земляка, прошел с небывалым размахом. Кроме спектаклей театра с участием лучших оперных голосов России, Казахстана, Азербайджана, Республики Беларусь, организаторы подготовили обширную культурную программу: концерты камерной музыки, спектакль «Шаляпин и Горький», лекции и круглые столы, посвященные творчеству великого русского баса, школу оперной критики и открытые репетиции. Кульминационным событием стал Гала-концерт, который прошел с участием солистов и оркестра Государственного академического Большого театра России.  

Генеральный директор Большого театра Владимир Урин перед представлением признался нашему изданию, что с Татарстаном его связывают замечательные воспоминания, в том числе о культурной жизни республики. «Когда я работал в Союзе театральных деятелей, часто бывал в Казани,  — рассказал он. —  Так случилось, что в прошлом году мы с супругой отдыхали в Татарстане, в Болгаре. Получили совершенно потрясающие, незабываемые впечатления. Именно тогда договорились с Рауфалем Сабировичем  (Мухаметзяновым, директором ТАГТОиБ им. М. Джалиля – авт.), с которым знакомы много лет, что Большой театр будет участвовать в совместном концерте, посвященном 150-летию великого вашего земляка. Поэтому сегодня мы здесь».

Гала-концерт под названием «Я – Божьей милостью – певец…» прошел в формате театральной постановки (режиссер Михаил Панджавидзе, художник Гарри Гуммель). В первом отделении зритель услышал романсы и русские народные песни. По свидетельствам современников, когда Шаляпин их исполнял «слушателям казалось, что поет сама Россия…» (из воспоминаний Галины Улановой). Прозвучали и самые известные басовые хиты из музыкальных творений русских композиторов: арии Мельника из оперы А. Даргомыжского «Русалка», Варяжского гостя из «Садко» Н. Римского-Корсакова, Кончака из «Князя Игоря» А. Бородина, рондо Фарлафа из «Руслана и Людмилы» М. Глинки, дуэт Иоланты и Водемона из оперы П. Чайковского «Иоланта». Среди исполнителей – народные  и заслуженные артисты: Владимир Ванеев и Михаил Колелишвили (Мариинский театр), Олег Долгов (Большой театр России), Михаил Казаков (Большой театр России, ТАГТОиБ им. М. Джалиля), Годердзи Джанелидзе (Грузия), Андрей Валентий (Национальный Большой театр Республики Беларусь). Хор и балет ТАГТОиБ им. М. Джалиля динамично и экспрессивно выразили эмоциональную палитру всемирно известных «Половецких плясок» из оперы А. Бородина  «Князь Игорь» (солисты — Аманда Гомес, Антон Полодюк, Олеся Пичугина, Алина Штейнберг, Алессандро Каггеджи). Первая часть закончилась монументальной сценой коронации из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов».

Второе отделение было посвящено шедеврам мировой музыкальной культуры – прозвучали отрывки из произведений Дж. Россини, Ш. Гуно, Дж. Пуччини, Дж. Верди, Р. Леонкавалло в исполнении хорошо знакомого казанскому зрителю Ахмеда Агади (Мариинский театр), Эльчина Азизова, Агунды Кулаевой  и Анны Аглатовой (Большой театр России), а также Гульноры Гатиной и Венеры Протасовой  (ТАГТОиБ им. М. Джалиля). Балет нашего театра показал сцену «Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст» (солисты — Кристина Андреева, Вагнер Карвальо, Олег Ивенко). Оркестром Государственного академического Большого театра России дирижировали, сменяя друг друга, заслуженный артист России Антон Гришанин, заслуженный артист Азербайджана Эйюб Кулиев и итальянский маэстро Марко Боэми.

Гала-концерт закончился хором «Славься» из оперы М. Глинки «Жизнь за царя». И это не случайно. В следующем году театр отметит большой юбилей – 150-летие. Именно тогда, в 1874 году состоялась первая постановка «Жизнь за царя». Как сообщил нашему журналу директор ТАГТОиБ им. М. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов, именно этот спектакль откроет фестиваль в 2024 году. Он также рассказал, что в настоящее время осуществляется замысел оперы, посвященной Ф.И. Шаляпину. Музыку пишет композитор Эльмир Низамов, автор первого татарского мюзикла «Алтын Казан». «Как скоро спектакль сможет увидеть зритель, сказать пока не могу, поскольку это процесс творческий, но работа уже началась»,  — признался руководитель театра. Так что впереди много интересного.  

Марина Горшкова

фото Виталий Янчишин

На главную
Яндекс.Метрика