В поисках пятого элемента

Миляуша Таминдарова – народная артистка Республики Татарстан, художественный руководитель Государственного камерного хора Республики Татарстан. Хоровой дирижер, дающий артистам своего хора максимальную творческую свободу, но и требующий максимальной личной отдачи, этим самым она задает высочайшую планку  личного и коллективного участия в «сотворении искусства» — все это позволяет прославленному коллективу  создавать вокальные проекты, заставляющие слушателей хотя бы на время уходить от мира материального в мир духовный.

Музыка не дает никаких ответов, она просто выстраивает систему вопросов в правильном направлении.

В нашем новом проекте «Пятый элемент» причудливо соединилась музыка совершенно различных направлений, жанров и стилей. Начинается программа произведением татарского композитора Ш.Шарифулина «Офсен», за ним неожиданно следует «Cantate Domino» современного композитора Словении Тадеи Вулк (Tadeja Vulc),   заданная духовная тематика продолжается православной молитвой «Отче наш» Н.Кедрова и, наконец, звучит неизвестный хорал XIII века «Padre de los Padres», который исполняется в сопровождении…  гуслей. Не буду перечислять всю программу, вобравшую в себя произведения Й.Гайдна, В.-А.Моцарта, К.Орфа и многих других очнь разных композиторов, завершаетсяже программат исполнением  рок-баллады «Я свободен!» В.Кипелова. Таким образом за два часа наши слушатели проделывают вместе с исполнителями очень интересный путь от средневекового хорала до современной рок-композиции. И независимо от стиля и формы все музыкальные произведения отличаются сложностью и высокой степенью идейной насыщенности, требуя и от исполнителей, и от слушателей максимум внимания и способность чувствовать.

На мой взгляд, программа «Пятый элемент» следует главной цели любой музыки — поднять человека над обыденностью, над миром материальных, потребительских ценностей, уйти от всего бренного в сферу высокого, духовного. Если после нашего концерта человек поймет, что можно и нужно радоваться каждому дню, ощутит духовный подъем и, выйдя в фойе концертного зала, будет напевать «Я свободен», я буду счастлива. Еще хотелось бы заметить, что есть некоторая разница между духовной и религиозной музыкой. В нашем репертуаре много произведений религиозного содержания, но все же точнее было бы назвать эту музыку духовной, воздействующей на дух человека вне зависимости от его отношения к религии. Мы не даем окончательных ответов, как и вся музыка, мы ставим вопросы, но в нужном для каждого чувствующего и мыслящего человека  направлении.

Пятый элемент для каждого свой, это всегда  поиск чего-то неуловимого.

За долгие годы моей работы ко мне пришло убеждение, что творчество –  это всегда поиск того, что для каждого из нас является главным  –  вера, может быть, зов предков или любовь к своей земле, или, например, отвага. Мы прошли по этому пути в поисках того, что является для нас пятым элементом. Это название пришло из одноименного фантастического фильма, но оно фильм перерастает, становясь чем-то намного более значимым, метафоричным. И, вместе с тем, «Пятый элемент» —   еще и красивейшее произведение, исполненное обладательницей феноменального колоратурного сопрано,  Шаляпинским стипендиатом 2023 года Надеждой Игнатьевой.

А для меня поиск пятого элемента — есть личное стремление, есть путь к тому, чтобы превратить классическую музыку в действо, целиком захватывающим внимание, как хороший детектив или даже сильнее, чтобы внимание слушателей, сконцентрированное с нашей помощью на классике, уже более никогда не рассеивалось. Пятый элемент для каждого свой, но это всегда поиск чего-то нематериального, магического, таинственного и неуловимого.

Честно могу сказать, что не знаю, с кем из звезд хотела бы спеть. Мне моих ребят более чем достаточно.

Я отлично понимаю, что талант — очень тяжелая ноша, и Мария Каллас когда-то мудро заметила, что нельзя быть одновременно милым и талантливым. Но мне и не нужен исполнитель с простым и покладистым характером. Я всегда стремлюсь увидеть в певце талант и способность много работать. Такая установка помогла мне собрать отличный коллектив. Среди моих ребят есть уникальные тенора, работать с ними, воспитывать таких гораздо  интереснее и для меня значительнее, нежели чем петь с приезжими звездами. Например, в нашем коллективе вырос Нияз Ярулин, начавший деятельность без опыта и даже без законченного образования, а сегодня он высокий профессионал, великолепный ведущий и одновременно аранжировщик, которому можно поручить работу любой сложности, Нияз делает больше половины исполняемых аранжировок, выполняя самые сложные миксы.

Моя многолетняя дружба с руководителем Центра  современной музыки Софии Губайдулиной Ляйлей Гарифуллиной  дала возможность привлечь прекрасных музыкантов оркестра этого центра к нашей совместной работе,  и вот уже  Алина Якунина впервые возглавила его на нашем концерте, проявила себя как серьезный, зрелый и очень точный музыкант, продирижировав «Ночную серенаду» Моцарта и «Танец огненной ведьмы» из балета «Шурале» Ф.Яруллина.

Огромная благодарность нашему педагогу вокала Венере Федотовой –  человеку с огромной музыкальной интуицией, глубоко мыслящего, понимающего философию звука. Вот так постепенно, складывая талант с талантом, строился наш коллектив. Я вообще считаю, что Россия полна талантливыми людьми, нужно только внимательнее смотреть и тщательнее искать и очень сильно любить эти таланты.

Важное свойство нашего коллектива  – общий музыкальный интеллект. Любой член коллектива может предложить что-то свое, поэтому мы все время делаем прослушивания, смотрим, анализируем все идеи, все у нас свое, а значит, нет необходимости в посторонних специалистах и помощниках.

Мы стремимся выстроить эксклюзивное отношение к людям, к нашим слушателям, и думаю, что именно за это нас и любят.

Наш коллектив  работает для самой широкой аудитории. Для того, чтобы понимать друг друга, мы должны знать что сегодня слушает современный человек. Я совершенно не согласна с утверждением, что сегодня довлеет  стремление к примитиву. Я отлично вижу, что людям нужна сложная, современная музыка, они инстинктивно стремятся к ней, а не к Моргенштерну, например.  Кстати, этих самых моргенштернов даже и не надо запрещать, создавая им самый лучший пиар из возможного. Достаточно предложить слушателю альтернативу — сложную, красивую музыку, так, чтобы примитив оказался просто не нужен, не актуален, не интересен.

Наверное, это мне бог дал своего рода социальный камертон, позволяющий улавливать шестым чувством, какая сегодня нужна музыка. Я знаю, что нужна захватывающая музыка, нужны интонации, создающие сильные эмоции – и это первичное, не зависящее от стиля музыки содержание. В одном концерте любое произведение может быть спето захватывающе. Любая классика, исполненная от самой души, способна захватить, вызвать сильные эмоции.

Совершено не воспринимаю певцов, просто делающих свою работу, думающих о метрономе и стандартной гармонии, но не о душе, не об интонировании души. Иногда музыкант делает все правильно, а в зале зевают и кашляют –  всё, значит этому музыканту надо уходить со сцены, он не умеет делать свое дело. Должна отметить, что сказанное в  значительной степени относится к нашей, отечественной, школе подготовки музыкантов: считается, что необходимо только научить петь точно, по счету, по метроному, и если добиться такой высшей точности исполнения, то фантазия и личностная интонация придут сами. Но я убеждена –   мир музыки не так устроен: настоящая, подлинная, правдивая интонация рождает технику, а не наоборот.  

«Отче наш» на суахили —  это  и есть настоящая дружба народов  

Уже несколько лет наш коллектив приглашают на московский Пасхальный фестиваль. Нас там любят и ждут. В этом году мы покажем программу «Дружба народов», куда войдет некий музыкальный  перформанс, включающий в себя пение «Отче наш»  на древнеаравийском, испанском, древнеславянском, словенском языках и суахили. Звучание молитвы «Отче наш» — это для нас и есть подлинная дружба народов. Во всех концах Земли люди веруют, любят, рождаются, умирают одинаково. И ничто не может в этой жизни нас разделить. Мир целостен и прекрасен. Таким он был, есть и будет, пока существует музыка, любовь и вера.

Наталья Эллер

На главную
Яндекс.Метрика