Балет Адольфа Адана «Жизель» — шедевр романтической хореографии – стал следующим спектаклем Нуриевской весны. Поставленный впервые в 1841 в Париже, он более 180 лет волнует зрителей проникновенностью и искренностью повествования о любви, предательстве, раскаянии и прощении. И даже сама история спектакля начинается с романтического чувства хореографа Жюля Перро и поэта Теофиля Готье к молодой танцовщице Карлотте Гризи. Вместе с композитором Адольфом Аданом они создали революционное для своего времени произведение французской музыкальной культуры, в котором блистала балерина.
В основе либретто – старинная легенда о виллисах – девушках, умерших до свадьбы. В полночь они выходят из могил и любой встречный путник обречен. Смертельные танцы, в которые вовлекают его виллисы, не оставляют шансов пережить ночь. В первом акте — вполне реалистичная история Графа Альберта, увлекшегося крестьянской девушкой, которую обманывает, переодевшись простолюдином. Лесничий Ганс, тоже влюбленный в Жизель, пытается разоблачить соперника. И это ему удается, но больное сердце девушки не выдерживает – она погибает. Второй акт – сказочно-мистический – погружает зрителя в мир прекрасных и жестоких виллис, мстящих за свою раннюю смерть живым. Пришедшего на могилу Ганса они заставляют танцевать, пока тот не падает замертво. Когда туда же приходит в глубоком раскаянии и отчаянии Граф Альберт, Жизель вступается за любимого и спасает его, прощая и прощаясь.
Бессмертие балет обрел благодаря хореографу Мариусу Петипа, который в 1880-х годах поставил спектакль в России. В этой редакции антрепренер Сергей Дягилев в начале ХХ века привез его в Париж, где балет как искусство к тому времени был практически утерян, перейдя на сцены кабаре. «Жизель» возродила интерес французов к балету, который с тех пор не сходит с европейских площадок.
Партию прекрасной Жизели на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля в рамках фестиваля блестяще исполнила Ксения Шевцова (Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данчпенко). Ее партнер Семен Чудин (Большой театр России) произвел на зрителя неизгладимое впечатление, покорив техническим мужским танцем. Заслуженный артист Татарстана Михаил Тимаев (ТАГТОиБ им. М. Джалиля) артистично воплотил образ ревнивого и несчастного соперника — Лесничего Ганса. Вероника Варновская из театра «Кремлевский балет» выступила роли холодной и непреклонной Мирты, повелительницы виллис. И нельзя не сказать о женском кордебалете, который снова оказался на высоте – неземные существа выразительными па соткали волшебную атмосферу второго акта, где любовь побеждает смерть.
Марина Горшкова
фото Виталий Янчишин
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/002-2.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/005-4-1024x576.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/010-2-1024x683.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/012-5-1024x682.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/013-3-1024x576.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/018-4-1024x682.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/020-4-1024x682.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/023-4-1024x683.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/026-2-1024x682.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/028-3-1024x576.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/030-2-1024x683.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/033-3-1024x683.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/034-1-1024x682.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/036-3-1024x682.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/044-4-1024x682.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/046-1-1024x682.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/048-1-1024x682.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/049-2-1024x576.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/052-1-1024x683.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/057-2-1024x682.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/059-3-1024x682.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/060-2-1024x429.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/063-1024x682.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/064.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/066.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/068-2-1024x682.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/071-1-1024x478.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/074-1-1024x682.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/079-1-1024x570.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/082-3-1024x682.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/084-2.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/085-2.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/089-2-1024x682.jpg)
![](https://www.xn--21-6kcdinftsfd0clp5a.xn--p1ai/wp-content/uploads/2023/05/090-3-1024x682.jpg)