Сильнее смерти

Балет Адольфа Адана «Жизель» — шедевр романтической хореографии – стал следующим спектаклем Нуриевской весны. Поставленный впервые в 1841 в Париже, он более 180 лет волнует зрителей проникновенностью и искренностью повествования о любви, предательстве, раскаянии и прощении. И даже сама история спектакля начинается с романтического чувства хореографа Жюля Перро и поэта Теофиля Готье к молодой танцовщице Карлотте Гризи. Вместе с композитором Адольфом Аданом они создали революционное для своего времени произведение французской музыкальной культуры, в котором блистала балерина.

В основе либретто – старинная легенда о виллисах – девушках, умерших до свадьбы. В полночь они выходят из могил и любой встречный путник обречен. Смертельные танцы, в которые вовлекают его виллисы, не оставляют шансов пережить ночь. В первом акте — вполне реалистичная история Графа Альберта, увлекшегося крестьянской девушкой, которую обманывает, переодевшись простолюдином. Лесничий Ганс, тоже влюбленный в Жизель,  пытается разоблачить соперника. И это ему удается, но больное сердце девушки не выдерживает – она погибает. Второй акт – сказочно-мистический – погружает зрителя в мир прекрасных и жестоких виллис, мстящих за свою раннюю смерть живым. Пришедшего на могилу Ганса они заставляют танцевать,  пока тот не падает замертво. Когда туда же приходит в глубоком раскаянии и отчаянии Граф Альберт, Жизель вступается за любимого и спасает его, прощая и прощаясь.

Бессмертие балет обрел благодаря хореографу Мариусу Петипа, который в 1880-х годах поставил спектакль в России. В этой редакции антрепренер Сергей Дягилев в начале ХХ века привез его в Париж, где балет как искусство к тому времени был практически утерян, перейдя на сцены кабаре. «Жизель» возродила интерес французов к балету, который с тех пор не сходит с европейских площадок. 

Партию прекрасной Жизели на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля в рамках фестиваля блестяще исполнила Ксения Шевцова (Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данчпенко). Ее партнер Семен Чудин (Большой театр России) произвел на зрителя неизгладимое впечатление, покорив техническим мужским танцем. Заслуженный артист Татарстана Михаил Тимаев (ТАГТОиБ им. М. Джалиля) артистично воплотил образ ревнивого и несчастного соперника — Лесничего Ганса. Вероника Варновская из театра «Кремлевский балет» выступила роли холодной и непреклонной Мирты, повелительницы виллис. И нельзя не сказать о женском кордебалете, который снова оказался на высоте – неземные существа выразительными па соткали волшебную атмосферу второго акта, где любовь побеждает смерть.

Марина Горшкова

фото Виталий Янчишин         

На главную
Яндекс.Метрика