Главным амортизатором последствий давления антироссийских санкций на экономику Татарстана стал Республиканский маркетинговый центр (РМЦ), на базе которого в марте прошлого года создан Центр импортозамещения. По итогам 2022 года 4379 резидентов Центра получили выручку в размере 193,5 млрд рублей, увеличив показатель предыдущего года более чем в полтора раза. Для сравнения: выручка КАМАЗа в 2022 году составила 267 млрд рублей, «Нижнекамскнефтехима» – 257,5 млрд рублей, «Казаньоргсинтеза» – 115,4 млрд рублей. О том, как Центр помогает предпринимателям стать участниками процесса импортозамещения, рассказал Яков ГЕЛЛЕР, генеральный директор Агентства по госзаказу РТ, при котором и была создана новая структура.
– Яков Вениаминович, тысячи резидентов и миллиарды рублей выручки – впечатляющие цифры. Но хотелось бы понять, как это работает на практике…
– На самом деле достаточно простой алгоритм действий. Сначала мы выбрали все, что ранее закупалось во Франции, Италии, Бельгии, Испании и других недружественных странах, – 155 тыс. номенклатурных позиций, таможенные коды которых перевели на классификаторы на русском языке. Это каталог товаров и услуг для бюджетных организаций, КСР – каталог строительных ресурсов и ОКПД-2 – общероссийский код продукции и деятельности.
Потом сделали шлюз на Государственную информационную систему промышленности, где имеется 1,37 млн предложений от российской промышленности (от производителей). Написали письма в регионы России о том, что нам интересно (кроме ГИС промышленности, где в основном крупные производства), о малом бизнесе, так называемом промышленном коммерческом пролетариате. В результате создан Каталог предложений, сегодня он насчитывает 197 тыс. номенклатурных позиций. Как это работает на практике? Открываю раздел ранее закупаемой импортной продукции, беру первую попавшуюся товарную позицию. К примеру, экспресс-тест для обнаружения подтекания околоплодных вод, что-то медицинское. Копирую его код на русском языке, переношу в Каталог предложений. Последние три цифры «002» – это расширитель общероссийского кода, то есть дополнительные характеристики. Нажимаю на кнопку «найти», система сообщает, что предложений с расширением нет. Если же его убрать, то выясняется, что есть как минимум один производитель. Тогда мы говорим поставщикам (не производителям, это параллельный импорт), что данного товара с расширенными характеристиками нет и, если сможете его поставлять, внесите себя в каталог.
В Каталоге инвестиционных ниш учитывается все, что закупается в Татарстане. На отдельной вкладке выведен Каталог предложений продукции, производимой в республике.
А дальше начинает работать система информирования – Министерство промышленности и торговли РТ, Департамент развития предпринимательства Минэкономики РТ, наши лекции, вебинары, которые мы читаем дважды в неделю. Особо подчеркиваем: «Можешь производить или поставлять – пожалуйста», есть все возможности.
– Возможности есть. Но представим такую ситуацию. Допустим, предприниматель обнаружил, что в разделе «Инвестиционные ниши» есть товар, который он готов производить. Для этого ему надо переналадить свое оборудование и т.д., хотя собственных средств нет. Он выходит на контакт с потенциальным заказчиком. Предположим, компромисс найден, подписан документ о сотрудничестве, предприниматель взял кредит, занялся производством. Но в этот момент выяснилось, что заказчик может покупать то же самое в другом месте значительно дешевле. И производитель останется с новой технологической линией по производству продукции, на которую нет покупателей. Возможен такой вариант развития событий? И если да, то как можно заранее соломки подстелить?
– Хороший вопрос. Но сегодня ведь существуют офсетные контракты. Допустим, вы хотите производить те самые экспресс-тесты и заключаете договор с Правительством Республики Татарстан. Вкладываете в производство не менее 100 млн рублей и обещаете, что через определенное время будете поставлять столько-то тысяч или миллионов тестов в месяц. Суть офсетного контракта: с вашей стороны – 100 млн рублей, срок выпуска и технология, со стороны правительства – обещание, что вы в течение стольких-то лет являетесь единым поставщиком этой продукции, чтобы у вас не было рисков. Таким образом, в торгах вы уже не участвуете, а цену определяете в договоре.
Например, компания «Ай-Пласт» вошла в РМЦ на поставке пластмассовых бачков для мусора на колесиках, заняв тем самым инвестиционную нишу. А в этом году данное предприятие с Москвой заключило большой офсетный контракт на 4 или даже на 8 млрд рублей (не помню точную сумму) на производство пластмассовой продукции. Вложили 100 млн рублей, взамен Москва открыла рынок.
Когда речь идет об импортозамещении за счет производства – это большая задача Минпромторга России, Минпромторга РТ. Нас больше интересует параллельный импорт. Очень нужно, чтобы поставщики были татарстанские. Прибавочная стоимость даже на поставках создается в Татарстане. Производство необходимо, но Агентство по госзаказу РТ туда не замахивается, это в компетенции Минпромторга. Агентству важно, чтобы поставщики из Татарстана получали выручку. В прошлом году только малый бизнес республики в Центре импортозамещения заработал 193,5 млрд рублей. А в этом году за семь месяцев – всего 91 млрд рублей.
– На Ваш взгляд, почему произошло такое снижение, ведь антироссийские санкции не отменены?
– Отчасти потому, что здесь вообще нет оборонной промышленности, которую сложно учитывать в силу целого ряда факторов. Если в прошлом году даже не до 24 февраля, когда было объявлено о начале специальной военной операции на Украине, а где-то до апреля малый бизнес имел открытый доступ на предприятия ОПК и мы могли их считать, что, естественно, сказалось на показателях 2022 года в целом, то нынче мы полностью лишены такой возможности.
Важно, что предприниматели могут работать на импортозамещение, пользуясь в том числе нашими обучающими вебинарами (каждый вторник – вебинар для заказчиков и каждый четверг – «Как заработать в Региональном маркетинговом центре»). Вы даже можете заказать себе индивидуальное обучение. То есть, условно говоря, в воскресенье сидите на диване, а я или кто-то другой с экрана читаю вам лекцию. Лишь бы вы зарабатывали, становились резидентом РМЦ – поставщиком, в том числе и параллельным экспортером.
– Какова цена вопроса?
– Бесплатно, это социальный проект. Деньги за поддержание всех ресурсов РМЦ платит Агентство. Научитесь делать рамочки, вязать веники, арматурную сетку. Делайте что-нибудь, зарабатывайте! Вот вам инвестиционные ниши (всего их 461), это то, что республика сегодня покупает, нет татарстанских поставщиков. Из общего перечня профильные министерства выбрали 149 первоочередных позиций. Например, с Минпрома говорят: нужна проволока, Минсельхозу необходим модифицированный крахмал, Минтрансу – маркировочные машины. Сколько дорог ремонтируют в республике каждый год, а маркировочную машинку возим из Китая! Или, скажем, ввозятся тысячи виброплит. Давайте сделаем сами! Почему у нас не производят мастику, аэродромный герметик? Как говорит Рустам Нургалиевич Минниханов, в республике нефть есть, КНИТУ – КХТИ, «Казаньоргсинтез», а мастики нет. Даже бананы в Татарстане выращивать можно, но дорого. А мастику-то точно можно сделать.
Есть две категории людей: одни думают, что деньги падают с неба, как манна небесная, другие понимают, что их надо заработать. Недавно я с удивлением для себя узнал, что средний возраст резидентов Силиконовой долины составляет 54 года, причем среднее количество неудавшихся стартапов у них за спиной – 15.
Если государство хочет помогать бизнесу, то для этого у него есть всего две «корзинки» возможностей. В первую «корзинку» собрано все, что связано со льготами и преференциями – по тарифам, по налогам, по подключениям, по лизингу. Предприниматель, к примеру, говорит, что ему нужен льготный лизинг. И государство идет навстречу.
А другая «корзинка» означает доступ к рынку, РМЦ занимается как раз этим направлением. Но если предприниматель хочет достучаться до рынка, сначала он должен воспользоваться льготами. Его научат, как составить бизнес-план, подскажут, что выгоднее – сделать офсетный контракт или организовать разовое производство и участвовать в конкурентной борьбе. Возможно, что за счет давальческого сырья, за счет маржинального анализа уменьшения своих расходов он выйдет такой ценой и качеством, что у него не будет конкурентов. Тем более если он единственный участник торгов, который находится в Татарстане (дешевле доставка, логистика обнуляется, плюс маржинальный анализ). Постоянные расходы помогут минимизировать, а переменные расходы предприниматель сам себе сокращает. Приведу в пример слова, сказанные главой Альметьевска директору хлебокомбината, когда тот проиграл поставку хлеба Заинскому хлебокомбинату. Я был при том разговоре, когда директор сказал: «Дешевле не могу». «Почему не можешь? – удивился глава. – Пересядь с «Гелендвагена» на «Жигули», и в приемной у тебя пусть будет не три секретарши, а одна». То есть предложил сократить переменные расходы. Это называется маржинальный анализ на ходу. Поэтому министр экономики республики Мидхат Шагиахметов каждую неделю проводит заседания рабочей группы, где присутствуют в режиме ВКС представители всех районов, заинтересованных ведомств и общественных организаций, и доводит методично информацию обо всех инструментах поддержки из обеих «корзинок».
Так вот, сначала предприниматель обращается в структуры поддержки малого бизнеса при Министерстве экономики, где толковые ребята многому научат, предложат различные каналы субсидирования, лизинга оборудования и т.д. А в РМЦ есть шлюз к базам госаккредитации, где предприниматель может подтвердить качество выпускаемой продукции по упрощенной схеме и многое другое.
В ресурсе РМЦ публикуется информация о том, что происходит и в других регионах, например у соседей. Скажем, есть предложения по Самарской области, а вы предприниматель в Нурлате. Открываем базу и видим, что вчера в Самарской области сделали 64 заказа по ФЗ-223, в том числе Тольяттинский пансионат решил закупить стиральный порошок. Тогда предлагаем нурлатскому предпринимателю: «Сможешь порошок казанского «Нэфиса» туда реализовать? Если не можешь, иди к нам, мы тебя научим это делать на семинарах, или частную лекцию закажи». Только, пожалуйста, не сидите на диване. Делайте что-нибудь, деньги с неба не падают. Деньги – очень трудно зарабатываемая вещь.
– Спасибо за содержательное интервью!
Вадим СЕРГЕЕВ