«Чучело»: новый взгляд

В начале октября Казанский ТЮЗ представил премьеру –
спектакль «Чучело. Квартирник». Созданная по мотивам повести
Владимира Железнякова современная версия постановки режиссера
Радиона Букаева вновь поднимает тему школьной травли.
Сюжет произведения получил известность благодаря одноименному
фильму Ролана Быкова 1983 года с Кристиной Орбакайте в главной роли.
Прошло 40 лет, но проблема психологической травли и физического насилия
в подростково-молодежной среде по-прежнему остается актуальной,
приобретая порой массовый характер. В нашей жизни прочно закрепились
термины «моббинг» и «буллинг», а развитие интернета переносит
враждебные коммуникации в онлайн-пространство. Постановка в ТЮЗе
стала еще одной попыткой осмысления причин этого явления и поисков
решения конфликта.

Актуальность и современность противостояния «жертвы» и
«агрессора» заложена в сценарии, написанном Анастасией Чернятьевой, где
присутствуют два времени: настоящее и прошлое. Их образы переплетаются,
голоса сливаются, образуя единое художественное полотно. Компания
современных школьников собирается в заброшенном музее – это покинутый
когда-то Леной Бессольцевой и ее дедушкой дом, куда ребята тайком
принесли свои музыкальные инструменты, здесь они репетируют. Из
зрителей – картины и девочка-одноклассница, над которой все издеваются,
называя ее Пугалом. Внезапно появляется сторож Валька (Алексей Зильбер).
Он хотел было вызвать полицию для незваных гостей, но потом передумал и
готов послушать ребят, даже сам берет в руки гитару. Так начинается
вокально-инструментальная повесть о Лене Бессольцевой и ее
одноклассниках в формате «спектакль в спектакле», где чувства и мысли
главной героини зритель видит глазами Пугала (в исполнении молодой
талантливой актрисы Полины Малых). По ходу действия выясняется, что
сторож Валька – один из участников драмы прошлых лет, одноклассник
Лены, воспоминания не дают ему покоя до сих пор. Он – мостик,
соединяющий настоящее с прошлым. Есть у этого персонажа еще одна
важная функция – оценочная: переживая старую историю, он смотрит на нее
глазами стороннего наблюдателя, оценивая участников тех событий. Этот
компонент роли у Алексея Зильбера не всегда последовательно реализуется,
поэтому возникает ощущение незаконченности образа.
Лена Бессольцева в спектакле отличается от своего экранного образа. В
фильме она эволюционирует: пройдя через обесценивание, социальную
изоляцию и одиночество, героиня становится сильнее, милосерднее и
честнее, в том числе перед самой собой. В начале и в конце фильма мы
видим совершенно разных людей – так меняет травля. В спектакле образы
очерчены более крупными мазками, их драматургия менее детальна. Но Лена
в исполнении Полины Малых – человек очень светлый, и, говоря словами
поэта, «верить хочется, что чистый этот пламень, который в глубине ее
горит, всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень»
(Н. Заболоцкий).
Интересно решены в спектакле образы «агрессоров» – их многоликость
воплощена силами четырех артистов: Даниила Кукушкина, Марии
Мухортовой, Эльвины Сафиной и Ярослава Каца. Благодаря такому приему
образ «агрессора» унифицируется, хотя каждый из них имеет яркую
визуализацию: перевоплощение происходит при помощи парика, шапки и
т.д.
На тему моббинга и буллинга исследователи сломали немало копий. И
большинство ученых-психологов и конфликтологов сходятся на том, что
«жертвой» травли может стать любой, а вот «агрессор» – определенный
психотип, для которого враждебность является личностной чертой. Так
называемое компенсаторное насилие, согласно учению Эриха Фромма,
заменяет бессильному, не способному к продуктивной деятельности
индивиду созидательную, творческую активность. Он не может создавать,
поэтому стремится разрушать, обесценивать других людей и за счет этого
самоутверждаться и получать удовольствие. В повести и фильме именно
таковы образы мобберов – каждый с букетом комплексов и сложными,
проблемными отношениями в семье, решить которые подростки не в
состоянии. Но в спектакле они увлечены музыкальным творчеством, а это
одна из сильнейших созидательных энергий, которая, будем надеяться, не
позволит ребятам скатиться в деструктивный моббинг. Кстати, оригинальная
музыка и ее эффектное исполнение – безусловные достоинства постановки.
«Как на рок-концерте», – шептались школьники, заполнившие зал в день
премьеры.
Хотелось бы, чтобы спектакль посмотрели родители и педагоги:
ситуации моббинга и буллинга обостряются на фоне самоустранения
взрослого мира, его отказа замечать неудобные и трудные ситуации
взаимоотношений подростков, как это случилось в истории Лены
Бессольцевой. Своевременное вмешательство взрослых позволит снизить
остроту конфликта, избежать психологических травм у обеих сторон
противостояния.

Постановка Казанского ТЮЗа интересна новым взглядом на старую
историю. Это содержательный и важный разговор со зрителем о любви,
предательстве, насилии и прощении на современном языке.

Марина Горшкова

фото Виталий Янчишин

На главную
Яндекс.Метрика