StagePlatforma: победа современного балета

Ноябрьские праздники в мире музыкальной Казани прошли под знаком
VI Фестиваля современного балета #StagePlatforma. Проект зародился
как частная инициатива премьера Татарского академического
государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля Олега Ивенко
и проделал большой путь от отдельных номеров на сцене Дома актера
имени М. Салимжанова до главной академической хореографической
площадки Татарстана. И вот, наконец, в этом году зрители увидели
премьеру двухактного современного балета «Личности Миллигана»,
ставшего долгожданным художественным явлением и неординарным
событием в культурной жизни республики.

Главная интрига состояла в том, что в прошлом году в рамках фестиваля был
презентован первый акт балета «Личности Миллигана». Поэтому интерес, с
которым театралы предвкушали продолжение, можно сравнить с ожиданием
нового сезона суперпопулярного сериала. Неудивительно, что зрительный
зал на показах премьеры 5 и 6 ноября был полон, а билеты, по словам Олега
Ивенко, раскуплены на 95%.

Спектакль поставлен в жанре психологического триллера и напоминает
немое кино в исполнении артистов балета, даже сцена оформлена как
прямоугольный киноэкран. «Идея его создания родилась летом 2020 года, в
самый разгар пандемии, – рассказал нашему изданию идейный вдохновитель
и художественный руководитель фестиваля, а также исполнитель главной
партии Олег Ивенко. – Изначально думали создать монобалет. Мой хороший
друг, замечательный танцовщик и хореограф Олег Габышев (солист Театра
балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург. – Ред.) предложил сделать
постановку о феномене Билли Миллигана, одного из самых известных людей
с диагнозом «множественная личность». В процессе работы «моноспектакль»
превратился в развернутый балет с участием нескольких персонажей –
решили перенести на сцену несколько альтер эго Миллигана. Олег написал
собственное либретто, и мы воплотили в жизнь свою фантазию. Хотелось
показать, что происходит с человеком, которому с детства не дают любви».
В классическом балете любовные переживания часто становятся стержнем,
вокруг которого организовано действие. В «Личностях Миллигана» зритель
воочию увидел, к каким последствиям может привести нелюбовь, как в
моменты отчаянья, когда Билли подавлен грубостью и жестокостью отчима,
появляются его «другие я». Они защищают, утешают, спасают от
одиночества, настраивают на сопротивление и борьбу – словом, делают все
то, что он не может получить в собственной семье. Такое замещение
приводит Билли во втором акте в психиатрическую больницу, где лечение
проходит крайне сложно и сопровождается появлением новых личностей,
которых он не сразу может распознать, поскольку грань между его
внутренним миром и миром реальным размывается. Личностей становится
все больше, порой они утрачивают индивидуальные черты, превращаясь в
безликую массу, в которой Билли теряет себя.

Успех любого балета в значительной степени определяет музыка, и создатели
«Личностей Миллигана» не ошиблись с выбором. Молодой, но известный в
республике и за ее пределами композитор Эльмир Низамов не боится
экспериментировать, работая в разных жанрах. В его творческой копилке
опера «Кара пулат», мюзикл «Алтын Казан», камерно-инструментальные,
симфонические и хоровые произведения, романсы и песни, музыка к
театральным постановкам, кинофильмам, киносериалам. И вот – первый
балет. «Раньше я считал, что опера – это мое, а с балетом я на «вы», теперь
понимаю, что балет мне также близок, – признался композитор. – Мне было
очень интересно окунуться в этот жанр. Надеюсь продолжить». Отметим, что
в партитуре слышна и симфоническая, и танцевальная, и электронная
музыка, что определяет эмоциональную наполненность, образность,
подчеркивает напряженность действия спектакля в полном соответствии с
художественным замыслом.

Хореография спектакля, по словам Олега Габышева, рождалась под
впечатлением музыки Эльмира Низамова и в тесном взаимодействии с
артистами: «Я как хореограф опирался на их индивидуальности. Творческий
процесс шел довольно гладко, несмотря на напряженный поиск. Этому
способствовал высокий уровень исполнителей». Кроме самого Билли (Олега
Ивенко), главные партии исполняют артисты нашего театра Аманда Гомес,
Вагнер Карвальо, Александра Елагина, Олеся Пичугина, Антон Полодюк,
Дина Андронова, а также ведущие солисты Московского музыкального
театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Ксения
Шевцова и Георги Смилевски-младший.

Создатели «Личностей Миллигана» назвали постановку балетом, и это
справедливо, ведь многое в ней соответствует лучшим образцам высокого
жанра: эмоционально яркая музыка и выразительная сценография, глубокое
философское содержание и соответствующая ему форма, красота и эстетика
(пусть совершенно непохожая на классику), собственная уникальная
хореографическая лексика, которую освоили артисты балета. Все ново, свежо
и талантливо. Благодаря сочетанию всех этих достоинств «Личности
Миллигана» нашли свой путь к сердцу зрителя.

Марина Горшкова

фото Виталий Янчишин

На главную
Яндекс.Метрика