Холст, краски и чувства

В Казани, в музее-галерее «Дом ART», открылась выставка картин заслуженного художника РФ, народного художника РТ Ильяса Айдарова. Мастер родился в Казани, и многие его творческие проекты связаны с родным городом и республикой.

– Ильяс Сайярович, Вы обладатель Государственной премии РТ им. Г. Тукая за цикл произведений, посвященных Тукаю, и за тематические выставки, связанные с его именем. А когда спустя годы после реконструкции открылся музей великого поэта в столице Татарстана, первая выставка там была именно Ваша и Вы тогда подарили учреждению 18 картин. Думаю, классик занимает особое место в Вашей судьбе…

– Да. Мой прадед Мутыгулла Тухватуллин – имам, татарский просветитель – взял к себе в семью на воспитание осиротевшего Габдуллу Тукая. Хазрат Мутыгулла знал поэзию Востока, арабскую и русскую литературу, в совершенстве владел несколькими языками, любил музыку. Тукай впитывал благодатную творческую атмосферу. И все дети моего прадеда воспитывались в обстановке, побуждавшей к наукам, поэзии, театру. Дед Ситдик Айдаров был актером, оперным певцом, любимцем публики. А бабушка – прима татарской оперы, народная артистка ТАССР Галия Кайбицкая – исполняла ведущие партии почти во всех татарских операх и музыкальных комедиях. Горжусь своими знаменитыми родственниками.

В свое время я занимался в Детской художественной школе №1 в Казани, но в силу обстоятельств не доучился. А спустя годы, получив Тукаевскую премию, принял твердое решение отдать ее денежную часть ученикам той самой школы. Приехал туда, поговорил с директором, пообщался с ребятами, подарил им свои работы.

Мне очень приятно, что удалось внести лепту в то, чтобы сделать мир для юных художников чуточку прекрасней. Для них было закуплено оборудование, краски, все необходимое. Я получил огромное удовольствие и невольно вспомнил своего прадеда, который помог маленькому Габдулле Тукаю.

– Какие этапы творческого пути сыграли особую роль в Вашей жизни?

– Я пошел по стопам отца – Сайяра Айдарова: поступил в Московский архитектурный институт. Он 18 лет возглавлял Союз архитекторов Татарстана, занимался реставрацией памятников, в том числе Казанского кремля и зданий на острове Свияжск. Под его руководством на протяжении многих лет проходили раскопки и реставрационные работы в Болгаре. Его профессия казалась захватывающей. Считаю, что архитектурное образование и мне пригодилось в жизни, не зря ведь большую часть картин занимают архитектурные пейзажи. Но одним из важных этапов творчества считаю период, когда я иллюстрировал книги и журналы «Огонек», «Вокруг света», «Крестьянка», «Искатель», «Пограничник», «Советский воин» и многие другие. Эта деятельность заняла примерно десять лет. Даже был интересный случай, когда у меня строилась дача и печник попросил найти для него помощника. Я нашел специалиста, а когда мы с ним разговорились, выяснилось, что он во время службы в армии вырезал мои рисунки из журнала «Советский воин», поскольку они ему поднимали боевой дух. Было приятно это слышать. Потом у меня начался период станковой живописи, чем до сих пор и занимаюсь. Любимая тема, повторюсь, архитектурные пейзажи. Пишу и портреты, их достаточно много. Ко мне обращаются музыканты, актеры, писатели. И задача заключается не только в достижении внешнего сходства, но и в том, чтобы передать невидимый, сложный, многообразный мир. Понять его можно, только заглянув в глаза человека, почувствовав его душу. Каждый портрет – исследование. Поэтому не всегда соглашаюсь, если предоставляют фотографию, предпочитаю лично увидеться.

– В нынешней экспозиции представлены также работы Вашей супруги Полины и сына Даниэля. Как часто у Вас бывают выставки? Сколько их всего?

– Около двухсот, правда, не все персональные. С владельцем галереи «ДОМ ART» в Казани я познакомился два года назад, в прошлом году здесь проходила моя персональная выставка «Казань в моем сердце» (Александровский пассаж, дом Кекина, дом Ушковой, усадьба Сандецкого, мечети, архитектурный ансамбль Казанского кремля и отдельные его объекты: Президентский дворец, «Кул Шариф» и многое другое). Кстати, недавно в Казани у меня попросили картины с изображением мечетей для мусульманского календаря на будущий год. А самая запоминающаяся выставка, конечно, та, которая побывала в космосе на борту Международной космической станции. Мой друг, летчик-космонавт, Герой России Сергей Залетин, помог организовать ее. Бесконечно ему благодарен, поскольку это произошло перед 1000-летием Казани и стало своеобразным подарком татарстанцам. В космосе побывал и портрет первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Соглашусь с точкой зрения многих художников о том, что эстетическая ценность и энергетическая емкость картины определяются не только состоянием творца и восприятием зрителя, но и проделанным ею путем – во времени и пространстве. Поэтому дорогие сердцу произведения захотелось поднять высоко над Землей… С тех пор они побывали не в одном околоземном путешествии. А в 2008 году мое имя занесли в Книгу рекордов Гиннесса (Российское отделение) за художественные выставки на борту Международной космической станции.

– У Вас есть работы и на тему СВО?

– Да, хотелось внести вклад в общее дело. Культура должна вдохновлять, придавать силы. Рядом с мастерской находится военкомат, я видел трогательные сцены прощания ребят с близкими, так и возникла идея картин. Подарил их заместителю Премьер-министра Республики Татарстан – полномочному представителю РТ в РФ Равилю Ахметшину. А он уже передал Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова в Санкт-Петербурге, где с первых дней СВО проходят лечение и реабилитацию раненые военнослужащие.

– Сегодня некоторые молодые люди считают, что можно научиться рисовать самостоятельно: по видеоурокам, по ютуб-каналам. Возможно ли это?

– Не спорю, бывают самородки. Например, мой близкий друг, поэт Александр Шаганов, автор многих хитов группы «Любэ», Аллы Пугачевой, Дмитрия Маликова, Аниты Цой и других певцов, увлечен акварельной живописью. Нигде этому не обучался, но пишет оригинально, искренне, где-то наивно и очень позитивно. У него особое понимание искусства, которое нравится публике. Но утверждать, что все так смогут, я, конечно, не стану. Есть вещи, которым надо учиться: законам перспективы, композиции, умению грамотно смешивать цвета и так далее. Чтобы достоверно передать образ, создать живого, наделенного эмоциями персонажа, показать настроение, нужны специальные знания.

– Как Вы относитесь к современному искусству, которое не всегда понятно и эстетично, порой вызывающе и нередко становится предметом ожесточенных споров?

– Не хочу критиковать коллег. Часто бываю и на выставках, и на других мероприятиях. Понимаете, то, что не является настоящим искусством, а только подстраивается под него, в любом случае уйдет. Вызовет эмоции на небольшой период и исчезнет. Для меня существует один критерий: нравится, берет за душу или нет. Есть два художника, на мой взгляд, они – образец, эталон на все времена: Илья Репин и Николай Фешин…

– Глядя на Вас, и Ваши близкие стали заниматься искусством?

– Супруга Полина – да. Когда мы познакомились, у нее было педагогическое образование. А когда поженились, она поступила на факультет дизайна архитектурного института в Москве. Полина увлеклась изготовлением ювелирных украшений и произведений из стекла в стиле фьюзинг. Ходила на мастер-классы, в результате отлично овладела этим непростым ремеслом. У нас две дочери и три сына. И все рисуют. Живем на одной волне. Обе дочери – выпускницы базовой школы Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова. А сын Даниэль оканчивает Московский академический лицей при Российской академии художеств, остальные сыновья воспринимают это искусство больше как хобби. Старший – студент первого курса Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Младший – кадет. Главная хранительница семейного очага – моя дорогая мама. Она живет в Казани, ходит на все мои выставки, несмотря на возраст – ей 95 лет. Я горжусь ею.

– Спасибо за содержательное интервью. Творческих успехов Вам!

Альбина ХАЗИЕВА

На главную
Яндекс.Метрика