«Чучело»: новый взгляд

В начале октября Казанский ТЮЗ представил премьеру – спектакль «Чучело. Квартирник». Созданная по мотивам повести Владимира Железнякова современная версия постановки режиссера Радиона Букаева вновь поднимает тему школьной травли.

С южет произведения получил известность благодаря одноименному фильму Ролана Быкова 1983 года с Кристиной Орбакайте в главной роли. Прошло 40 лет, но проблема психологической травли и физического насилия в подростково-молодежной среде по-прежнему остается актуальной, приобретая порой массовый характер. В нашей жизни прочно закрепились термины «моббинг» и «буллинг», а развитие интернета переносит враждебные коммуникации в онлайн-пространство. Постановка в ТЮЗе стала еще одной попыткой осмысления причин этого явления и поисков решения конфликта.

Актуальность и современность противостояния «жертвы» и «агрессора» заложена в сценарии, написанном Анастасией Чернятьевой, где присутствуют два времени: настоящее и прошлое. Их образы переплетаются, голоса сливаются, образуя единое художественное полотно.

Компания современных школьников собирается в заброшенном музее – это покинутый когда-то Леной Бессольцевой и ее дедушкой дом, куда ребята тайком принесли свои музыкальные инструменты, здесь они репетируют. Из зрителей – картины и девочка-одноклассница, над которой все издеваются, называя ее Пугалом. Внезапно появляется сторож Валька (заслуженный артист РТ Алексей Зильбер). Он хотел было вызвать полицию для незваных гостей, но потом передумал и готов послушать ребят, даже сам берет в руки гитару. Так начинается вокально-инструментальная повесть о Лене Бессольцевой и ее одноклассниках в формате «спектакль в спектакле», где чувства и мысли главной героини зритель видит глазами Пугала (в исполнении молодой талантливой актрисы Полины Малых). По ходу действия выясняется, что сторож Валька – один из участников драмы прошлых лет, одноклассник Лены, воспоминания не дают ему покоя до сих пор. Он – мостик, соединяющий настоящее с прошлым. Есть у этого персонажа еще одна важная функция – оценочная: переживая старую историю, он смотрит на нее глазами стороннего наблюдателя, оценивая участников тех событий. Этот компонент роли у Алексея Зильбера не всегда последовательно реализуется, поэтому возникает ощущение незаконченности образа.

Лена Бессольцева в спектакле отличается от своего экранного образа. В фильме она эволюционирует: пройдя через обесценивание, социальную изоляцию и одиночество, героиня становится сильнее, милосерднее и честнее, в том числе перед самой собой. В начале и в конце фильма мы видим совершенно разных людей – так меняет травля. В спектакле образы очерчены более крупными мазками, их драматургия менее детальна. Но Лена в исполнении Полины Малых – человек очень светлый, и, говоря словами поэта, «верить хочется, что чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит и перетопит самый тяжкий камень» (Н. Заболоцкий).

Интересно решены в спектакле образы «агрессоров» – их многоликость воплощена силами четырех артистов: Даниила Кукушкина, Марии Мухортовой, Эльвины Сафиной и Ярослава Каца. Благодаря такому приему образ «агрессора» унифицируется, хотя каждый из них имеет яркую визуализацию: перевоплощение происходит при помощи парика, шапки, маски и т.д.

На тему моббинга и буллинга исследователи сломали немало копий. И большинство ученых-психологов и конфликтологов сходятся на том, что «жертвой» травли может стать любой, а вот «агрессор» – определенный психотип, для которого враждебность является личностной чертой. Так называемое компенсаторное насилие, согласно учению Эриха Фромма, заменяет бессильному, не способному к продуктивной деятельности индивиду созидательную, творческую активность. Он не может создавать, поэтому стремится разрушать, обесценивать других людей и за счет этого самоутверждаться и получать удовольствие. В повести и фильме именно таковы образы мобберов – каждый с букетом комплексов и сложными, проблемными отношениями в семье, решить которые подростки не в состоянии. Но в спектакле они увлечены музыкальным творчеством, а это одна из сильнейших созидательных энергий, которая, будем надеяться, не позволит ребятам скатиться в деструктивный моббинг. Кстати, оригинальная музыка и ее эффектное исполнение – безусловные достоинства постановки. «Как на рок-концерте», – шептались школьники, заполнившие зал в день премьеры.

Хотелось бы, чтобы спектакль посмотрели родители и педагоги: ситуации моббинга и буллинга обостряются на фоне самоустранения взрослого мира, его отказа замечать неудобные и трудные ситуации взаимоотношений подростков, как это случилось в истории Лены Бессольцевой. Своевременное вмешательство взрослых позволит снизить остроту конфликта, избежать психологических травм у обеих сторон противостояния.

Постановка Казанского ТЮЗа интересна новым взглядом на старую историю. Это содержательный и важный разговор со зрителем о любви, предательстве, насилии и прощении на современном языке.

Марина ГОРШКОВА

На главную
Яндекс.Метрика