Юрий Александров: «Время диктует репертуар»

Опера «Жизнь за царя» М.И. Глинки открыла XLII Международный
оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина и год празднования 150-летия
Казанской Оперы.
В далеком 1874 году в столице Казанской губернии антрепренер Петр
Михайлович Медведев (1837-1906) сформировал постоянную оперную
труппу с солистами, хором, оркестром и балетной группой и 26 августа того
же года представил вниманию публики «Жизнь за царя». Премьера,
прошедшая с успехом, положила начало постоянным оперным сезонам,
спектакли стали даваться в городском театре на регулярной основе,
формируя обширный репертуар. А в 1899 году в роли Ивана Сусанина
казанцы увидели своего выдающегося земляка, в то время уже ставшего
известным всей России певца Федора Шаляпина.

Конечно, это было время, когда первая национальная русская опера
уже не вызывала никаких споров. Совсем не такой однозначной была
ситуация во время премьеры ее в Петербурге, состоявшейся 27 ноября 1836
года, когда само существование русской национальной музыкальной школы
для многих было отнюдь не очевидно. Несмотря на безусловный успех
премьеры, которую посетил император Николай I, в петербургских салонах
шептались о «кучерской музыке». Но Глинке повезло: на спектакле в зале
присутствовал Александр Пушкин, который в свойственной ему
неподражаемой манере отразил суть светских пересудов и заступился за
композитора:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

После революции 1917 года популярную «государеву оперу» новая
власть пыталась приспособить к реальности, но постановки под названиями
«Жизнь за серп и молот» и «Жизнь за товарища Троцкого» не прижились на
сцене. Наконец, творение Михаила Глинки оставили в покое, действие
вернули к событиям начала XVII века. В таком виде спектакль закрепился
под названием «Иван Сусанин».

Последняя постановка оперы на казанской сцене относится к 1968 году.
И вот после длительного перерыва о подвиге русского человека снова запели
лучшие голоса страны. Примечательно, что это совпало с еще одной
значительной юбилейной датой — 220-летием со дня рождения Глинки.
Новую версию представил режиссер-постановщик Юрий Александров в
сотворчестве с художником Вячеславом Окуневым.

Комментируя первую в своей творческой биографии постановку оперы
«Жизнь за царя», Юрий Александров признался, что «время диктует
репертуар». «Раньше я занимался в основном романтической оперой, но
сейчас такая жесткая ситуация в мире, что мне показалось необходимым
высказаться, поскольку тема подвига, самопожертвования очень важна сегодня, — считает режиссер. — Этот спектакль о том, что подвиг для русского
человека — не какая-то экстраординарная ситуация. Мы всегда отстаивали
свою страну. Традиционное бывает очень современно, так же как и
современное — традиционно. Спектакль должен быть умным, это главное».

Премьера шла два дня, причем на открытии фестиваля казанским
оркестром дирижировал (впервые!) маэстро Валерий Гергиев, который, как
считалось ранее, без своего оркестра никуда не ездит. Это добрый знак и
укрепление творческих взаимоотношений. Не говоря уже о том, что огромная
радость для зрителей! Партию Ивана Сусанина исполнил заслуженный
артист России Михаил Казаков, в роли Антониды в первый день зрители
увидели заслуженную артистку Татарстана Гульнору Гатину. Главные
партии также исполнили артисты Мариинского театра Екатерина Сергеева
(Ваня) и Кирилл Белов (Собинин).
Всего в афише Шаляпинского фестиваля 2024 года 13 спектаклей
основной программы, два камерных концерта и просветительские лекции.
Оперный форум завершится 1 марта.
Марина ГОРШКОВА
Фото Виталий ЯНЧИШИН

На главную
Яндекс.Метрика