«Богема»: праздник, который всегда с тобой

В этом году в рамках Шаляпинского фестиваля представлена опера
Джакомо Пуччини «Богема». Концертное исполнение (без сценографии и
костюмов) одной из самых любимых и популярных итальянских опер в мире
на казанской сцене можно было увидеть дважды. Огромным подарком для
зрителей стало участие солистов, оркестра и дирижера Большого театра
России – для этого в столицу Татарстана прибыли 74 артиста главной
театральной сцены страны. Два дня показа отличались составом: в первый
день фестивальный зал наполнили молодые голоса Большого, во второй —
царили солисты ТАГТОиБ им. М.Джалиля.
Для зрителей особенность концертного исполнения заключается в
отсутствии привычного полноценного театрального представления. А вот для
артистов и режиссера – это еще и совершенно иное взаимодействие, ведь
оркестр и маэстро находятся на сцене, которая увеличивается за счет
закрытой орекстровой ямы, и солисты оказываются к ним спиной,
практически в паре метров от первых рядов партера. Для успеха показа такой
динамичной оперы, как «Богема», необходимо было наладить
сотрудничество всех участников сложного музыкально-театрального жанра.
«Я приехал еще в декабре, чтобы провести репетиции с вашими
замечательными солистами и хором. Кстати, хор у вас потрясающий, —
признался дирижер Большого театра, заслуженный артист России Антон
Гришанин. — Соответственно и в Москве своим составом мы тоже усиленно
репетировали, потому что опера сложная и, конечно, когда спиной стоишь,
непросто. Как дирижеру мне нравится, когда я занимаюсь только музыкой,
певцы рядом со мной и я не отвлекаюсь на разные режиссерские задачи. С
другой стороны, театр есть театр и визуализация важна, особенно в наше
время. С удовольствием приеду на спектакль, если он появится в репертуаре.
Мне в Казани очень нравится. У вас замечательный город, гостеприимные
люди, отличный коллектив в театре, который я полюбил».
Алексей Татаринцев, исполнивший в «Богеме» партию поэта Рудольфа,
подчеркнул, что 150 лет Казанской Оперы большое событие не только для
Татарстана, но и для всей России. «Наверное, уже более 10 лет я приезжаю на
фестиваль. Это событие всегда отмечено новой постановкой, как правило,
связанной с традициями Федора Ивановича Шаляпина, — сказал солист
Большого театра и «Новой Оперы». — Сегодня я выступаю со своими
коллегами из Большого театра, молодыми голосами. Они полны азарта, в
отличной вокальной форме. Сама опера ведь тоже о молодых людях, которые
живут своей богемной жизнью».
Среди исполнителей особенно хотелось бы отметить Полину Шубину,
дебютировавшую в роли Мюзетты. Стажер Большого театра России и
лауреат конкурса им. П.И. Чайковского 2023 года впервые открыла для себя
Казань и Шаляпинский фестиваль. «Это мой первый выезд с Большим
театром. Конечно, мы все знакомы, но в таком составе я работаю впервые, —
призналась обладательница лирического сопрано. — Концертная версия – для
меня непривычный формат, но мы постарались идти от сюжета и поставить
какие-то мизансцены».
Более 120 лет прошло с премьеры «Богемы», которая состоялась 1
февраля 1896 года в туринском Театре Реджо (Италия) и которой
дирижировал Артуро Тосканини. В России опера была впервые поставлена
через год, в 1897 году, в Частной опере Мамонтова, где партию молодого
музыканта Шонара (баритон) исполнил 24-летний Федор Шаляпин. Позднее,
в 1908 году, в Монте Карло, он выступил в басовой партии философа
Коллена. На казанской сцене в рамках 42-го Шаляпинского фестиваля эти
партии исполнили Юрий Сыров и Родион Паульс. Их партнерами по сцене
стали Анна Шаповалова (Мими), Андрей Потатурин (Марсель), Валерий
Гильманов (Бенуа), Герман Юкавский (Альциндор). Зритель по достоинству
оценил богатейшую палитру молодых голосов Большого театра, которые
подарили казанцам блистательный, невероятной красоты праздник звука.
Марина ГОРШКОВА
Фото Виталий ЯНЧИШИН

На главную
Яндекс.Метрика