«Тоска»: в итальянских страстях

В афише 42-го Международного оперного фестиваля им. Ф.И.
Шаляпина, который продолжается в эти дни, — три оперы Джакомо Пуччини.
В минувшие выходные зрители увидели «Тоску» – одну из великолепных
жемчужин оперного искусства, облаченную в эмоциональную и глубокую
музыку великого итальянца. История ее создания связана с именем актрисы
Сары Бернар. Специально для нее французский драматург Викторьен Сарду
написал одноименную пьесу о любви художника и певицы, которая так
впечатлила молодого композитора, что он захотел написать оперу. Ее зритель
впервые увидел в 1900 году.
События разыгрываются в июне 1800-го на фоне реальных
исторических фактов: Италия, долгое время представлявшая собой несколько
независимых городов, в 1796 году подверглась вторжению французской
армии под командованием Наполеона, которая в 1798-м вошла в Рим и
установила там республику, ею стали управлять семь консулов. В 1799 году
французы оставили Рим и он был оккупирован войсками Неаполитанского
королевства. Художник Марио Каварадосси, партию которого на казанской
сцене проникновенно и драматично исполнил заслуженный артист России
Ахмед Агади (Мариинский театр), несмотря на опасность преследования,
прячет раненого беглого политического узника Анджелотти (заслуженный
артист Татарстана Юрий Ившин) в своем доме и сам попадает за решетку за
содействие преступнику. В партии Ризничего выступил обладатель I
Республиканской премии имени Ф.И. Шаляпина Ирек Фаттахов.
Возлюбленная Каварадосси оперная дива Флория Тоска – неудержимая
и в страсти, и в страдании, темпераментная Светлана Касьян — мчится ему на
помощь. Но шеф полиции коварный Барон Скарпиа, чей злодейский образ
убедительно воплотил заслуженный артист республики Беларусь Станислав
Трифонов, сам желает заполучить строптивую красавицу, избавившись от
соперника. Противостояние коварного и могущественного Скарпиа и
нежной, но сильной Тоски – один из самых драматичных моментов
спектакля. В страхе за судьбу возлюбленного и измученная
домогательствами Скарпиа Тоска наносит шефу полиции удар ножом, убивая
его.
В третьем действии внимание приковано к Каварадосси, который
ожидает казни. Ахмет Агади давно полюбился казанской публике. Он всегда
убедителен, обладает глубоким тенором и драматическим талантом, точно
попадая в образ. Вот и в этот раз прославленная ария «E lucevan le stell»
(«Как горели звезды») вызвала восторг в зрительном зале.
Отметим прекрасную работу оркестра, который под управлением
заслуженного артиста Азербайджана Эйюба Кулиева, пел и плакал о судьбе
Каварадосси и Тоски, оказавшихся в тисках неумолимой истории.
Марина ГОРШКОВА
Фото Виталий ЯНЧИШИН

На главную
Яндекс.Метрика