Казанский «Авторетроклуб-21» – крупнейший в Поволжье. Наш собеседник – Риф ЯРУЛЛИН, один из основателей клуба, – уверен, что коллекции автомобилей, сохранившихся от дней минувших, не просто машины, а живая история российского автопрома.
– Риф Лутфуллович, давайте начнем беседу с небольшого исторического экскурса.
– Наш клуб создавался в 1980-е годы прошлого века. В то время в СССР начало успешно развиваться авторетродвижение. Появились крупные клубы: рижский, литовский, эстонский, московский, ленинградский и другие. Все они проводили масштабные и очень интересные мероприятия. Тогда у меня и возникла мысль создать клуб в Казани. Мы начали собирать желающих и искали владельцев ретромашин. Организационный процесс стартовал в 1983 году, а в 1984-м клуб начал свою официальную летопись благодаря помощи общества автолюбителей и редакции газеты «Вечерняя Казань». В нашем составе насчитывалось порядка 60 участников, столько же машин и мотоциклов.
– Насколько мне известно, не все гладко складывалось и случился еще один старт, в начале нулевых.
– Собственно, и в 80-е годы мы были успешными, наши машины участвовали в автопробегах в честь 9 Мая, в различных городских мероприятиях, проходящих при большом скоплении зрителей. Но в 90-х, по понятным причинам, деятельность клуба начала затухать и постепенно угасла. Однако мы продолжали общение, принимали гостей из Москвы, Санкт-Петербурга (до 1991 года Ленинград), оставалось свое помещение в Казани. Новое движение началось в 2006-м, когда по инициативе Фарида Мухаметшина начали собираться владельцы автомобилей ГАЗ-21. После встречи с инициаторами нового клуба мы решили объединить усилия. На первое собрание пришли значимые и уважаемые в республике люди: Фарид Хайруллович Мухаметшин, Рустам Нургалиевич Минниханов, Ильсур Раисович Метшин, а также представители Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, руководители банков и различных фирм. Решением собрания я стал председателем клуба и руководил им в течение пяти лет. Одной из первых моих идей и группы активистов стала инициатива организации региональной встречи ретроавтомобилистов Поволжья.
– Наверное, коллекционирование старых автомобилей – одно из немногих хобби, имеющих хороший общественный резонанс?
– Да, тем более что наш автопром создавал отличные машины. Факт, который многие сегодня, особенно молодежь, привыкшая к японским и европейским машинам, не знают. «Победа», «Москвич», ЗИМ, «Волга» – все они пришли после войны. Крепкие, добротные машины на уровне технических решений того времени стали серийно выпускаться советским автопромом. С ГАЗ-21 началось второе рождение нашего клуба. А первая представительская машина ЗИС-110 сошла с конвейера в июле 1945 года! Представьте себе: война только закончилась, еще идут боевые действия на Дальнем Востоке, а советский автопром начинает производство автомобиля высшего класса.
– Думаю, всегда очень интересна тема военной техники.
– Здесь можно рассказать о серьезных промышленных инновациях. Конечно, по ленд-лизу в СССР шло большое количество автомобильной техники, но и отечественные заводы не стояли в стороне. Например, показательна история отечественного внедорожника ГАЗ-67, за основу при его производстве взяли ГАЗ-64 и ГАЗ-61. Первая партия таких машин появилась на фронте в 1943 году. Этот внедорожник проделал большой военный путь и после победы еще долго работал на полях колхозов. А сегодня ГАЗ-67 – настоящий раритет.
Дитя Великой Отечественной и один из самых массовых советских автомобилей – «Москвич». Еще до 1941-го планировалось создать советский малолитражный автомобиль. На заводе КИМ (Коммунистический интернационал молодежи) представили первую самостоятельную разработку – КИМ-10-50. Но Сталину приглянулся трофейный «Опель Кадет» с полной технологической линией, ставший впоследствии «Москвичем 401», и выбор прототипа первой советской легковушки пришелся на европейца. Настоящей легендой автопрома стал М-20 («Победа») – первый в мире советский автомобиль понтонного типа, то есть без выступающих крыльев. После него мировая автомобильная промышленность перешла на подобную конструкцию машин.
– Можно сказать, что ретроавтомобиль – представитель большой истории?
– Вне всякого сомнения. Ведь машина – это еще и дороги, проходящие через города, а значит, через нашу общую историю. Последние годы мы провели автопробеги по историческим местам республики. Как известно, в Казани существует пять основных дорог: Галицкая – современная дорога на Москву, Алатская, Арская, Зюрейская (современный Мамадышский тракт и трасса М-7) и Ногайская (Оренбургский тракт). Сейчас они одеты в бетон и асфальт и являются основными магистралями города. В прошлом году мы проехали через родные места Марджани, посетили дом-музей известного татарского композитора Салиха Сайдашева, увидели одну из первых каменных мечетей Татарстана. Пробег вызвал большой интерес автомобилистов и зрителей.
– Много лет клуб участвует в массовых мероприятиях. Какую цель вы ставите, выводя машины в народ?
– Прежде всего просветительскую. Конечно, современный человек может много информации найти в интернете. Но никакая глобальная сеть не сравнится с общением вживую. Когда вы видите автомобиль, можете его потрогать, посмотреть, как он движется, поговорить с владельцем раритета, узнать его историю – это ни с чем не сравнимо. Все члены клуба не просто много прочитали о старой технике, они обладают экспертными знаниями. Например, Александр Васильевич Гнедин не один год специализированно исследует автомобили Горьковского автозавода. В его коллекции – пикапы и даже бронетранспортеры.
Просветительская работа всегда была нашей важнейшей функцией. В начале деятельности клуба, в 2007-м, мы провели первый фестиваль на берегу Ильинского озера. А в этом году он прошел уже в 17-й раз, был организован на базе горнолыжного комплекса «Свияжские холмы». Замечательное место, где есть все, что необходимо и для самого мероприятия, и для отдыха его участников. Было решено расширить зону взаимодействия с единомышленниками. В рамках фестиваля прежде всего проводится оценка уровня реставрации в равных категориях техники (например, автомобили и мотоциклы) и разного времени выпуска. У нас есть призы за лучшую сохранность, порядка 27 призовых мест в различных номинациях. Если на первые фестивали приезжали люди из Татарстана и наши ближайшие соседи, то сейчас география расширилась, едут из Москвы и Санкт-Петербурга, практически со всей Центральной России, с Урала, из ближнего зарубежья. Сейчас общее количество участников достигает 300. А первый фестиваль собрал всего около 70 человек. Последние годы проводим Всероссийский этап ретрораллей под названием «Древняя Казань». Помимо этого, организуем автопробеги по республике или за ее пределами по приглашению соседей. Однажды по предложению ярославского клуба состоялся пробег по Золотому кольцу России. Постоянно у нас участвуют Николай Хрипунов из Самары, Яков Кузнецов из Екатеринбурга, казанцы Александр Гнедин, Александр Дорофеев. Представитель Ирбитского государственного музея мотоциклов Александр Буланов привозит экспозицию уникальных мотоциклов. На мероприятие съезжается все больше гостей, таким образом, нашу идею создания регионального центра ретроавтомобилизма можно считать реализованной.
– Что это означает?
– Глядя на нас, начали создаваться новые организации. Появился клуб ГАЗ-21 в Чебоксарах, в Йошкар-Оле. Мы познакомились с очень серьезным коллекционером из Марийской Республики Андреем Куклиным, собравшим большую коллекцию автомобилей и мотоциклов, создавшим клуб «Торъяльский Fordson». Расширилось движение в Кирове, Ульяновске, Оренбурге и других городах. Дружим, помогаем друг другу в проведении мероприятий и конкурсов на лучшую сохранность, реставрацию ретроавтомобилей и мотоциклов. У каждого клуба – свои «фишки» и своя гордость. Например, в нашем есть машина 1919 года сборки – Форд-Т. В общем, процесс идет. Все больше и больше энтузиастов приобщаются к нашему увлечению. Ведем и повседневную работу. Клуб информационно поддерживает своих участников через сайт, помогая в поиске деталей для автомобилей. Действует собственный музей, пусть пока небольшой, но в качестве экспонатов есть редкие фотографии и документы автомобильной истории страны и нашей республики. Мною проводится активная лекционная деятельность со студентами вузов, колледжей, учащимися школ и сотрудниками организаций, связанных с автомобильным транспортом. Верю, что ретроавтомобили, их история и эстетика могут многому научить современного человека.
– Риф Лутфуллович, благодарю за интересную беседу.
Наталия ЭЛЛЕР